Американская компания Lockheed Martin завершила эскизное проектирование перспективного «тихого» сверхзвукового самолета QueSST, разработка которого ведется с марта прошлого года по заказу NASA. Согласно сообщению агентства по аэронавтике и исследования космического пространства, защита проекта состоялась 23 июня текущего года.
Эскизное проектирование — один из первых этапов в создании любой конструкции: от жилого дома до авианосца. На этом этапе разработчик и заказчик определяют внешний вид перспективной техники, проводят предварительные расчеты ее конфигурации и параметров, а также составляют список необходимых материалов и технологий.
После успешной защиты проекта NASA намерено объявить тендер на сборку первого демонстратора технологий «тихого» сверхзвукового самолета QueSST. Какие именно компании, кроме Lockheed Martin, примут участие в конкурсе, пока неизвестно. Планируется, что первый полет демонстратора состоится в 2021 году.
Некоторые подробности о перспективном самолете Lockheed Martin раскрыла еще в июне прошлого года. Так, «тихий» сверхзвуковой самолет будет выполнен однодвигательным. Его длина составит 28,7 метра. Он получит планер, фюзеляж и крыло которого внешне напоминают перевернутый самолет. На QueSST установят обычные вертикальный киль и горизонтальные рули для маневрирования на малой скорости полета.
На верхушке киля будет установлено маленькое Т-образное оперение, которое будет «разбивать» ударные волны от носовой части и фонаря кабины пилотов. Носовая часть самолета будет значительно удлинена для уменьшения лобового сопротивления и уменьшения числа перепадов на планере, где могут образовываться ударные волны во время полета на сверхзвуковой скорости.
Длинный нос будет существенно ограничивать видимость из кабины. Визуальное ориентирование при взлете, посадке и маневрировании по взлетно-посадочной полосе летчики будут производить по изображениям, получаемым от носовой телевизионной камеры высокой четкости.
Технология QueSST предполагает разработку такой аэродинамической конструкции самолета, на кромках которой образовывалось бы как можно меньшее количество ударных волн. При этом те волны, которые будут все же образовываться, должны быть значительно менее интенсивными.
В будущем с применением технологий QueSST планируется создать «тихий» пассажирский лайнер, которому будет разрешено выполнять сверхзвуковые полеты над населенной частью суши. В настоящее время такие полеты запрещены, поскольку шум сверхзвуковых самолетов может доставлять много беспокойства людям на земле.
Продувочные испытания модели самолета QueSST проводятся Lockheed Martin и NASA с февраля текущего года. Такие испытания ведутся в аэродинамической трубе в Исследовательском центре Гленна.
Испытания в аэродинамической трубе масштабных моделей перспективных самолетов позволит оценить их аэродинамические характеристики и эффективность конструкторских решений в области создания «тихого» сверхзвукового летательного аппарата. Аэродинамическая труба в Исследовательском центре Гленна позволяет имитировать скорости полета от 0,3 до 1,6 числа Маха (0,4-1,9 тысячи километров в час).
Василий Сычёв
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.