Представлен демонстратор сверхзвукового пассажирского самолета

XB-1 Baby Boom

Boom Technologies

Американская компания Boom Technologies представила демонстратор технологий сверхзвукового пассажирского самолета XB-1. Как сообщает Aviation Week, летные испытания этого самолета планируется начать в конце 2017 года. Презентация демонстратора технологий состоялась 15 ноября в аэропорту Денвера в Колорадо.

Гражданских сверхзвуковых самолетов сегодня не существует. В 1970-х годах были введены в эксплуатацию российский Ту-144 и французский Concorde. Первый в пассажирских перевозках использовался чуть меньше года, а второй — до 2003 года. Оба самолета были списаны из-за очень высокой стоимости билетов на перелет.

Существующие сегодня технологии позволяют сделать сверхзвуковой самолет относительно экономичным, а значит и сами перевозки не дорогими. Кроме того, ведущиеся сегодня разработки в будущем позволят конструировать «тихие» сверхзвуковые самолеты, которым будет разрешено выполнять полеты над населенной частью суши.

Демонстратор технологий сверхзвукового пассажирского самолета XB-1 получил название Baby Boom. В нем обыгрывается сразу несколько значений. Baby (малыш) означает небольшой размер летательного аппарата. Boom (удар, гул) — способность демонстратора к сверхзвуковому полету. Это слово взято из термина sonic boom (звуковой удар), которым обозначают хлопок, издаваемый самолетом на сверхзвуковой скорости.

Кроме того, словосочетание Baby Boom (резкий рост рождаемости) намекает на большое множество проектов сверхзвуковых пассажирских самолетов, разрабатываемых разными компаниями в разных странах мира.

Длина XB-1 составляет 20,7 метра, а размах его крыла — 5,2 метра. Аппарат оснащен тремя турбореактивными двигателями GE J85-21, каждый из которых способен развивать тягу до 15,7 килоньютона. Такие же силовые установки, например, используются на самолете-носителе космического корабля для суборбитальных полетов White Knight.

Расчетная крейсерская скорость Baby Boom составляет 2,2 числа Маха (2,7 тысячи километров в час), а дальность полета — 1,9 тысячи километров. Максимальная взлетная масса демонстратора технологий составляет 6,1 тонны. Аппарат оснащен лишь двухместной кабиной пилотов.

Демонстратор технологий получил острый «нос» и относительно невысокий киль, лишь ненамного возвышающийся над самой верхней точкой фонаря кабины пилотов. Самолет имеет узкий фюзеляж и крыло большой стреловидности по передней кромке. Аппарат оснащен трехстоечным шасси, убираемым в ниши в фюзеляже. Другие подробности о демонстраторе технологий не раскрываются.

После завершения испытаний Baby Boom компания Boom Technologies намерена разработать полноразмерный прототип сверхзвукового пассажирского самолета. Этот летательный аппарат будет иметь в длину 51,8 метра и размах крыла 18,3 метра. Самолет будет рассчитан на перевозку от 45 до 55 пассажиров в зависимости от комплектации.

Для сравнения один из самых распространенных современных пассажирских самолетов Boeing 737 имеет в длину от 28 до 42 метров в зависимости от версии и размах крыла от 28 до 34 метров. Самолет может перевозить от 103 до 215 пассажиров на скорости до 852 километров в час на расстояние до 6,2 тысячи километров.

Как ожидается, испытания демонстратора технологий, а затем и полноразмерного прототипа сверхзвукового пассажирского самолета будут проводиться на полигоне компании Virgin Galactic в пустыне Мохаве. Boom Technologies планирует провести сертификацию нового пассажирского самолета в 2023 году.

В августе прошлого года европейский авиастроительный концерн Airbus запатентовал гиперзвуковой пассажирский самолет, который сможет в полете развивать скорость до 4,5 числа Маха. На него планируется устанавливать три типа двигателей по меньшей мере по одной штуке каждого типа: турбовентиляторный реактивный, гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный и ракетный двигатель.

Согласно патентному описанию, перспективный самолет будет взлетать при помощи турбовентиляторных двигателей, которые будут разгонять самолет до скорости в одно число Маха. После этого двигатели будут отключаться и втягиваться во внутренний отсек в фюзеляже. Одновременно будут включаться реактивные двигатели в хвостовой части. Они должны будут разгонять самолет до скорости подхвата гиперзвуковых двигателей.

После включения гиперзвуковых двигателей ракетные будут отключаться и закрываться специальной заслонкой, чтобы исключить их влияние на аэродинамические характеристики. Крейсерская высота полета гиперзвукового пассажирского самолета составит от 30 до 35 тысяч метров.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.