Проект разработки китайского автобуса-портала TEB-1, который якобы должен был частично решить проблемы с пробками на дорогах, завершился полицейским расследованием. Как сообщает Quartz, следствие ведется по делу о мошенничестве, в рамках которого уже задержаны более 30 человек, в том числе исполнительный директор компании TEB Tech, занимавшейся разработкой.
Автобус-портал разрабатывался на протяжении последних нескольких лет. Впервые полноценную концепцию этого транспорта китайские разработчики представили в мае прошлого года в Пекине, а в августе — провели публичную демонстрацию прототипа TEB-1, в ходе которой на автобусе могли прокатиться все желающие.
Спустя несколько месяцев после демонстрации выяснилось, что TEB Tech бросила автобус-портал на том участке дороги, где проводила его демонстрацию. Тогда один из местных репортеров поинтересовался у охранников о судьбе автобуса и узнал, что те уже давно не могут выйти на связь с нанимателем.
Для демонстрации новой разработки TEB Tech арендовала у администрации города Циньхуандао в провинции Хэбэй 300-метровый участок дороги, на котором были проложены рельсы для автобуса-портала и построены специальные остановки для посадки и высадки пассажиров.
После завершения демонстрации TEB Tech не продлила аренду, а машину оставила на тестовом участке под железным навесом. Тестовый участок расположен на действующей дороге и перекрывает три полосы, мешая нормальному автомобильному движению.
В начале лета текущего года китайская полиция начала расследование по делу о мошенничестве — разработчики TEB-1, по предварительной оценке, получили от инвесторов в общей сложности 1,3 миллиарда долларов, не предоставив в обмен никаких финансовых гарантий. 72 инвестора уже подали на компанию в суд с требованием вернуть деньги.
Между тем, администрация Циньхуандао отбуксировала брошенный автобус-портал на ближайшую парковку и открыла для движения занятые полосы автодороги. Проложенные для испытаний рельсы планируется демонтировать в ближайшее время.
Согласно представленному в прошлом году проекту, средняя часть автобуса-портала TEB-1 приподнята над дорогой. Заявлялось, что под ней смогут проезжать машины высотой не более 2,1 метра, благодаря чему транспорт не будет создавать препятствий автомобильному движению — машины смогут обгонять автобус под ним. Под портальным автобусом умещаются две дорожные полосы.
Прототип TEB-1 оснастили системой безопасности — шлагбаумами, опускающимися в портале во время остановки для посадки и высадки пассажиров. Длина представленного транспорта составляет 22 метра, ширина — 7,8 метра, а высота — 4,5 метра.
Техническое исполнение автобуса-портала вызвало множество вопросов. Так, для передвижения по дорогам общего пользования в Китае допускаются машины высотой до 4,2 метра. Такие проехать под автобусом-порталом не смогли бы. Кроме того, для посадки в автобус и высадки из него необходимы специальные остановки, возвышающиеся над дорогой.
Подозрения вызывала и потенциальная безопасность TEB-1 для пассажиров в случае аварии, поскольку совершенно не ясно, как пассажиры смогли бы быстро спуститься с большой высоты. Не понятно также, способна ли конструкция автобуса-портала обеспечить невредимость пассажиров, если произойдет столкновение автомобилей под ним, особенно, если один из участников аварии столкнется с опорой.
Василий Сычёв
С какими вызовами столкнулись разработчики автономного транспорта
Несколько лет назад могло показаться, что сегодня мы уже будем ездить на работу на беспилотных такси — без водителя и даже элементов управления в салоне. И в нескольких городах мира такие такси действительно появились, однако амбициозные прогнозы оказались весьма далеки от реальности. Рассказываем, с какими подводными камнями столкнулись разработчики автономного транспорта и как они решают проблемы, вставшие на пути к беспилотному будущему.