Инженеры из NASA и из Стэнфордского университета разработали систему захвата объектов в космосе, которая по принципу действия похожа на лапу геккона. Устройство, основанное на предыдущих разработках NASA, способно захватывать объекты различной формы. Специалисты планируют использовать доработанную версию системы для очистки орбиты Земли от космического мусора. Работа, посвященная изобретению опубликована в журнале Science Robotics.
Количество отслеживаемых искусственных объектов на орбите вокруг Земли составляет практически 20 тысяч, а их общее число оценивается сотнями тысяч. Среди них есть как работающие спутники, так и различный «космический мусор», к примеру, отработавшие ступени ракет. Несмотря на то, что они находятся на разных орбитах, периодически между ними происходят столкновения. Иногда они не несут сильной опасности, как в случае столкновения с небольшими частицами, в других случаях может происходить полное уничтожение космических аппаратов, как произошло в 2009 году.
Однако главная опасность засорения околоземного пространства заключается не в потере отдельных спутников, а в гипотетической возможности так называемого синдрома Кесслера. Он был описан специалистом NASA еще в 1978 году, и заключается в том, что при достижении критического количества объектов на околоземных орбитах может возникнуть цепная реакция из их столкновений, при которой количество объектов будет лавинообразно возрастать. В таком случае безопасный вывод космических аппаратов в космическое пространство будет очень затруднен или вовсе невозможен. Для того, чтобы избежать этого, ученые разрабатывают и тестируют различные аппараты. В начале этого года Японское агентство аэрокосмических исследований пыталось провести эксперимент по очистке орбиты Земли от космического мусора, но он закончился неудачей из-за технической ошибки.
Инженеры NASA занимаются поиском путей решения проблемы космического мусора на протяжении последних лет. Поскольку аппарат должен работать в условиях невесомости и безвоздушного пространства, сразу несколько концепций оказываются непригодными. К примеру, объекты в космосе нельзя захватить с помощью классической присоски.
В новом аппарате исследователи решили использовать адгезию, но не в виде поверхностей с клейким веществом. Вместо этого ученые создали искусственный аналог лапы геккона, известного своей способностью ловко перемещаться по вертикальным поверхностям. Созданный материал состоит из множества небольших волосков диаметром около 20 микрометров.
На основе материала с волосками был создан прототип прибора для захвата объектов в условиях открытого космоса. Изначально, при контакте с каким-либо предметом ворсинки адгезивной поверхности слабо контактируют с поверхностью предмета. Для того, чтобы обеспечить нужную адгезию, инженеры разработали тросовый механизм, который смещает контактные поверхности вбок, наклоняя таким образом ворсинки и значительно увеличивая площадь контакта и силу прилипания. Соответственно, чтобы отлепить устройство от объекта, необходимо просто ослабить натяжение троса. Также инженеры встроили в устройство похожую конструкцию, но предназначенную для прилипания к кривым поверхностям. Они провели множество тестов, в том числе в условиях низкой гравитации.
В прошлом году сингапурский стартап представил концепцию спутника для очистки околоземного пространства. На его поверхности были размещены листы со специальным клеем, которые должны цеплять мусор, после чего спутник будет снижаться и сгорать в атмосфере. Существует сайт, визуализирующий положение спутников и обломков вокруг Земли в реальном времени.
Григорий Копиев
Опытные образцы изготовили из молибдена и биополимеров
Немецкие инженеры разработали электроды для профилактической послеоперационнной электростимуляции сердца, которые разлагаются в организме после выполнения своих функций. Изобретение было представлено на выставке MEDICA/COMPAMED 2022. Кардиохирургические операции могут осложняться аритмиями в восстановительном периоде. При высоком риске для их профилактики временно имплантируют электроды для внешнего кардиостимулятора. Подобная практика сопряжена с потенциальными осложнениями в виде врастания металлических конструкций в ткани, произвольной миграции в них и развития инфекций в месте имплантации (последнее угрожает и после извлечения электродов). Для решения этой проблемы сотрудники Фраунгоферовского института производственных технологий и передовых материалов и Дрезденского технического университета запустили проект ReMoTe CarE (Resorbable Molybdenum Temporary Cardiac Electrodes, ресорбируемые молибденовые временные сердечные электроды). Его целью стал принципиально новый подход к профилактике постоперационных аритмий — создание биоразлагаемых электродов, которые не требуют извлечения по окончании критического периода. В качестве проводника для экспериментальных электродов авторы разработки выбрали молибден. Как показали предварительные эксперименты, этот металл обладает всеми необходимыми свойствами: хорошей электропроводностью, высокой механической прочностью, инертностью по отношению к живым тканям (биосовместимостью), отсутствием тромбогенного и воспалительного ответа, а также постепенно и равномерно деградирует в организме с образованием нетоксичных молибдат-анионов (MoO42−). Для изготовления электродов диаметром в несколько сотен микрометров (сопоставимо с самыми толстыми человеческими волосами) использовали множественные молибденовые микрожилы, перевитые между собой. Изоляцию выполняли из однослойного или двуслойного покрытия из биополимеров с заданной скоростью резорбции. В задачи Фраунгоферовского института входят тестирование и оптимизация механических, электрических и биорезорбционных свойств электродов. Дрезденский технический университет должен приступить к доклиническим испытаниям демонстрационных образцов до конца 2022 года. По замыслу разработчиков, профилактика осложнений с помощью биоразлагаемых электродов для кардиостимуляции должна не только улучшить качество жизни, долгосрочные исходы и выживаемость пациентов, но и снизить нагрузку на медицинских специалистов и систему здравоохранения. В 2021 году американские исследователи представили прототип полностью ресорбируемого кардиостимулятора. В экспериментах на крысах и собаках он работал в течение четырех дней, после чего полностью рассасывался. Двумя годами ранее их соотечественники разработали пьезоэлекрический генератор, подпитывающий искусственный водитель ритма от сокращений сердечной мышцы.