Немецкая фирма ThyssenKrupp провела публичную демонстрацию лифта MULTI на магнитной подушке. За счет отсутствия тросов и специальной поворотной подвески лифт может двигаться не только вертикально, но и в горизонтальном или диагональном направлении. По заявлению создателей, такая концепция, при наличии нелинейной системы шахт, позволит снизить время ожидания лифтов. Об этом сообщает издание Wired.
Из-за огромной вместимости небоскребов инженеры придумывают различные концепции, позволяющие увеличить пропускную способность лифтов. Помимо самого очевидного способа — увеличения количества шахт, существуют и другие концепции. К примеру, парные лифты с переменным расстоянием между кабинами, которые анализируют то, на какие этажи хотят подняться пассажиры и направляют их в разные кабины. Компания ThyssenKrupp решила использовать для той же цели совершенно иную схему — систему из связанных между собой горизонтальных и вертикальных шахт. Но для того, чтобы не вынуждать пассажиров пересаживаться из вертикальных в горизонтальные кабины, инженерам пришлось серьезно пересмотреть все механическое устройство кабины и шахты. И если в 2014 году был представлен лишь концепт, то теперь компания продемонстрировала полностью работоспособный и полноразмерный прототип лифта.
Кабина лифта закреплена на рельсе, некоторые сегменты которого могут поворачиваться на 90 градусов. За счет этого он может двигаться как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении, что было продемонстрировано компанией. Грузоподъемность прототипа оценивается в 630 килограмм или 8 среднестатистических пассажиров.
Механизм движения рельса аналогичен тому, который используется в поездах на магнитной подушке. В них поезд не опирается на рельсовую систему напрямую, а зависает над ней за счет сильного магнитного поля. Движение вдоль рельса осуществляется за счет линейного двигателя, который также использует магнитное поле. За счет такой конструкции двигаемая часть поезда не соприкасается с другими элементами, трение между ними отсутствует. Такое взаимодействие кабины и рельсов позволило инженерам создать лифт без единого троса. Это решение имеет как преимущества, так и недостатки.
Основной частью концепции является создание нелинейной системы лифтовых шахт, которая позволит лифтам перемещаться по разным частям здания и «обгонять» друг друга в случае долгой посадки пассажиров или поломки. Помимо этого, создатели утверждают, что их система не имеет каких-либо ограничений по высоте шахты.
Однако, отсутствие троса также, вероятно, увеличит потребление энергии. Обычные лифты связаны с помощью троса с противовесом, который соответствует по массе загруженной или пустой кабине. За счет этого нагрузка на тяговый двигатель значительно уменьшается. Помимо этого, необходимо отметить, что компания не раскрывает данные о наличии и устройстве аварийной системы на случай отключения электричества.
В прошлом году вдохновившись концептом MULTI, канадский инженер предложил для него новое применение — передвижную комнату, которая может перемещаться по фасаду здания и «парковаться» у окна квартиры, расширяя таким образом ее площадь.
Григорий Копиев
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.