Шимпанзе оказались способны идти на жертвы ради другого

Германские и американские исследователи показали, что шимпанзе способны не только на взаимовыгодное сотрудничество, но и могут пожертвовать едой ради другого. Правда, обезьяны поступают так после того, как этот другой рисковал, чтобы помочь им. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Scienes.

Желание людей помогать другим, даже если они при этом несут материальные или моральные затраты, обычно считается отличительной человеческой чертой  (1, 2). Наши ближайшие родственники шимпанзе и бонобо тоже сотрудничают друг с другом, например объединяются с другими особями, чтобы защитить территорию группы или взаимообразно занимаются грумингом. Однако до сих пор было непонятно, готовы ли обезьяны  чем-либо жертвовать, чтобы помочь другому.

Авторы нового исследования провели серию экспериментов с участием шести шимпанзе (Pan troglodytes), живущих в Лейпцигском зоопарке. Каждая обезьяна должна была участвовать в парной игре, в которой ей предоставлялся выбор: сотрудничать с другой особью и поделиться с ней едой или взять ее себе.

Обеих обезьян сажали в отдельные помещения, из которых они могли видеть действия друг друга. Между этими помещениями находился стол, на котором стояли миски с кусочками банана. Каждой обезьяне нужно было потянуть за одну из веревок, присоединенных к мискам, чтобы либо пододвинуть еду ближе к себе и ничего не оставить другой обезьяне, либо чтобы пододвинуть миски с едой ближе и к себе и к партнеру. Также можно было отказаться от еды и «передать ход» другому. Партнером у всех «экспериментальных» шимпанзе была одна и та же самка, по имени Таи (Tai), которую натренировали всегда «передавать ход». Таким образом, с точки зрения «экспериментальной» особи, Таи рисковала едой, которую могла бы взять себе, и передавала право выбора партнеру. В контрольном эксперименте Таи вела себя пассивно и не предпринимала никаких действий.

В результате шимпанзе оценили «риск», на который шла Таи, и более чем в 75 процентах случаев делились с ней бананами. Когда Таи вела себя пассивно, процент обезьян, которые захотели с ней сотрудничать снизился на четверть, до 50 процентов.

Затем исследователи усложнили эксперимент — теперь, чтобы поделиться с другой особью, шимпанзе должны были пожертвовать частью еды. У них был выбор: либо взять себе четыре кусочка банана и оставить Таи с пустой миской, либо поделиться с ней и взять по три кусочка на «брата». На этот раз участники эксперимента были не столь щедры. Когда Таи шла на «риск» и отдавала право выбора другой обезьяне, с ней поделились едой в 44 процентах случаев. Если же она оставалась пассивной и выбирали «экспериментальные» обезьяны, она получила еду только в 17 процентах случаев.

По мнению авторов работы, их результаты показывают, что шимпанзе готовы чем-то пожертвовать, чтобы помочь другой особи, но только взаимообразно, после того, как эта особь в свою очередь рисковала, чтобы помочь им.

С другой стороны, для исследователей результат оказался неожиданным. «Мы были очень удивлены, увидев результаты», — говорит один из авторов статьи Себастьян Грюнейзейн (Sebastian Grüneisen) из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге. «То, что шимпанзе решали, принимая во внимание то, насколько партнер рисковал ради них, оказалось [для нас] новостью».

Ранее исследователи

, что шимпанзе способны выбирать между соперничеством и сотрудничеством. В поставленном ими эксперименте обезьяны, вместо того, чтобы отнимать или воровать друг у друга труднодоступные фрукты, стали сотрудничать между собой, чтобы совместными усилиями их достать.