Американская компания Stratolaunch Systems 31 мая 2017 года провела выкатку самолета с самым длинным в мире крылом. Прототип аппарата, получивший название Stratolaunch, в ближайшее время приступит к испытаниям топливной системы и проверкам бортового оборудования. Когда именно планируется приступить к рулежным испытаниям самолета и провести его первый полет, пока неизвестно.
Сегодня несколько аэрокосмических компаний занимаются разработкой различных систем доставки полезных грузов на орбиту Земли, которые сделают такие операции существенно дешевле традиционной отправки ракетами-носителями. SpaceX, например, разрабатывает ракету-носитель Falcon 9 с возвращаемой первой ступенью, а Boeing — многоразовый космический беспилотник XS-1.
Новый самолет Stratolaunch будет использоваться в качестве платформы воздушного старта. Летательный аппарат выполнен по двухфюзеляжной схеме с крылом, размах которого составляет 117,3 метра. Длина обоих фюзеляжей составляет 72,5 метра. Для сравнения, размах крыла крупнейшего в мире самолета — Ан-225 «Мрия» — составляет 88,4 метра, а длина фюзеляжа — 84 метра.
Stratolaunch оборудован шасси с 28 колесами: каждый фюзеляж имеет основные стойки шасси с 12 колесами и носовые — с двумя. Высота перспективного летательного аппарата составляет 15,2 метра. Масса самолета составляет 226,8 тонны, а максимальная взлетная масса — 589,7 тонны. Максимальная взлетная масса самолета складывается из массы аппарата, топлива, экипажа и груза.
Для взлета Stratolaunch необходима полоса длиной 3,7 километра. Аппарат сможет выполнять полеты и запуск ракет-носителей в стратосфере, однако точная предельная высота его полета не уточняется. Стратосферой называют слой атмосферы, расположенный на высоте от 11 до 50 тысяч метров. Stratolaunch сможет нести полезную нагрузку массой 249,5 тонны. Для сравнения, грузоподъемности «Мрии» составляет 250 тонн.
Согласно действующим планам американской компании, первый демонстрационный полет Stratolaunch с запуском ракеты-носителя состоится в 2019 году. Аппарат запустит крылатую ракету-носитель Pegasus XL, масса которой составляет 23,1 тонны. Какую полезную нагрузку будет нести ракета, пока уточняется. В целом, Stratolaunch может обеспечить одновременный запуск трех ракет типа Pegasus.
Масса полезной нагрузки ракет Pegasus составляет 443 килограмма. Первый испытательный запуск такой ракеты состоялся в 1990 году. С тех пор были произведены 43 пуска ракет такого типа, которые выводили на орбиту небольшие спутники. Рабочей высотой запуска крылатых ракет-носителей Pegasus являются 12 тысяч метров.
Помимо Stratolaunch, по двухфюзеляжной схеме выполнен самолет Model 348 White Knight Two, предназначенный для запуска космического корабля SpaceShipTwo. Этот аппарат уже выполняет полеты. Его длина составляет 24 метра, а размах крыла — 43 метра. Самолет может нести полезную нагрузку массой 17 тонн.
Василий Сычёв
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сбер, который не первый год разрабатывает беспилотные автомобили, наконец-то позволил широкой публике на них покататься. Да еще и в Санкт-Петербурге, где я как раз и живу. Разумеется, я записался на тестирование сразу же, как увидел анонс, прокатился, поговорил с инженерами — и вот что узнал.