В Новгороде впервые нашли древнее городское кладбище

Сотрудники Новгородской археологической экспедиции Института археологии РАН нашли на окраине старого города захоронения, примерно датируемые концом X — первой половиной XI века. Ученые впервые обнаружили в Новгороде городское кладбище, а не единичные погребения. О находке сообщается в пресс-релизе Новгородского государственного музея-заповедника.

Новгородская археологическая экспедиция была создана в 1932 году. За прошедшие десятилетия были открыты кварталы средневекового города с сооружениями, мостовыми и богатейшей коллекцией артефактов, в том числе большой коллекцией берестяных грамот, насчитывающей более тысячи единиц.

В последние годы раскопки, в частности, ведутся в одном из древнейших районов Новгорода, Людином конце, который расположен к югу от кремля. Здесь находился административный центр древнего города: археологи обнаружили бирки-замки XI века для запечатывания мешков с пушниной, которые свидетельствуют о том, что на территории Новгорода собирали налоги, а также множество берестяных грамот XII века, связанных с судопроизводством. В прошлом году в Людином конце города нашли берестяную грамоту XIV века с неизвестным ранее ругательством.

В апреле 2017 года исследователи начали раскопки по адресу улица Обороны, 2. Улица находится южнее Людина конца, за валами Окольного города, или Острогом. Это было самое большое кольцо укреплений средневекового Новгорода, построенное в конце XIV — начале XV века. Ранее раскопки в этом месте не проводились. Предварительное исследование перед началом работ показало, что культурный слой этой территории датируется XV-XVI веками. Но оказалось, что за Окольным городом есть слои XI-XIII веков, в которых археологи и нашли древнее городское кладбище.

На сегодняшний день исследователи обнаружили несколько детских и взрослых, преимущественно женских, захоронений и раскрыли шесть из них. Останки умерших практически не сохранились, за исключением нескольких костей и зубов. Могилы представляли собой небольшие деревянные срубы на 3-4 венца (ряда сруба), в который помещали деревянные гробы. По словам археологов, такой способ погребения напоминает скандинавские захоронения и, по-видимому, был заимствован у выходцев из Скандинавии, живших в Новгороде.

В женских могилах исследователи нашли бусы из сердолика и горного хрусталя, серебряные и бронзовые кольца и височные подвески. Судя по хронологии залегания слоя и по характеру погребений, кладбище использовалось не позднее первой половины XI века.

Исследователи

, что Новгород образовался в результате объединения древних поселений, находившихся на месте Неревского, Славенского и Людина концов (районов) города. На основании

датой основания Новгорода

считать 859 год. Но археологические находки свидетельствуют о том, что славяне

в районе озера Ильмень еще в V веке. Древнейшее поселение на территории современного города, Рюриково городище, датируется VIII–IX веками.

Ведро Ньютона, принцип Маха и существование пространства-времени