Перспективный дирижабль, проектируемый по заказу сооснователя американской компании Google Сергея Брина, будет использоваться в гуманитарных операциях, в частности, для доставки медикаментов и продуктов питания в самые отдаленные и труднодоступные уголки планеты. Об этом пишет The Guardian со ссылкой на нескольких человек, знакомых с проектом.
Активное строительство и использование дирижаблей велось в начале XX века. Тогда этот вид летательных аппаратов рассматривался чуть ли не в качестве будущего воздухоплавания. Дирижабли использовались для комфортной и относительно быстрой (быстрее парусных судов и даже пароходов) перевозки пассажиров и грузов.
После мая 1937 года популярность дирижаблей быстро пошла на спад. Тогда при заходе на посадку после перелета по маршруту Франкфурт — Нью-Джерси загорелся заполненный водородом дирижабль «Гинденбург». Из 97 человек на борту погибли 35. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа.
Интерес к дирижаблям вновь появился только в самом конце XX века, причем заинтересовались такими аппаратами военные. Преимуществами дирижаблей являются экономичность по сравнению с другими видами транспорта и высокая грузоподъемность.
По словам источника The Guardian, длина нового дирижабля, проектируемого по заказу Брина, составит около 200 метров. Если его постройка завершится успешно, это будет крупнейшее в мире существующее воздушное судно. В настоящее время крупнейшим является британский гибридный летательный аппарат Airlander 10.
По словам источников издания, все работы по проектированию дирижабля ведутся исключительно на средства самого Брина. По предварительной оценке, проектирование и постройка воздушного судна обойдутся в 100–150 миллионов долларов.
О том, что Сергей Брин заказал разработку дирижабля, стало известно в конце апреля прошлого года. Работы ведутся во втором ангаре Исследовательского центра Эймса NASA в Калифорнии. Другие подробности о дирижабле, проектируемом по заказу Брина, не раскрываются.
Один из источников отметил тогда, что сооснователь Google решил построить новый летательный аппарат после того, как ознакомился с историей американского дирижабля «Мэкон», построенного в 1933 году. Этот аппарат был заполнен гелием и считался одним из крупнейших в мире. В 1935 году «Мэкон» попал в шторм и разбился у побережья Калифорнии.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».