Большой размер китов связали со стремлением съесть побольше

Ученые из Чикагского и Стэнфордского университетов и вашингтонского музея Естественной Истории выяснили, как размеры усатых китов менялись с течением времени. Существенное увеличение их размеров началось около трех миллионов лет назад и возникало независимо в нескольких разных кладах. По-видимому, это было связано с появлением пищи, принесенной течением из глубоких вод, которую надо было успевать съесть, покрывая при этом значительные расстояния. Исследование опубликовано в Proceedings of the Royal Society B.

Усатые киты — самые крупные из всех современных животных, и, по-видимому, из всех когда-либо живших на планете. Длина синего кита может превышать тридцать три метра, а масса — полторы сотни тонн. Известно, что предки их были существенно меньше, но что заставило этих животных так сильно увеличиться в размерах, до сих пор было не вполне ясно. Согласно одной из гипотез, таким образом киты спасались от хищников — мало найдется хищников, готовых бесстрашно бросится на такую громадную тушу. У синих китов, скажем, вообще нет естественных врагов (исключение составляют разве что косатки, которые, по-видимому, иногда нападают на них стаями).

Ученые впервые построили динамическую модель, основывающуюся на размерах тела современных и вымерших усатых китов, которая позволяла понять, как изменялись эти параметры с течением эволюции. Они выяснили, что киты стали приобретать действительно гигантские размеры около трех миллионов лет назад (конец плиоцена — начало плейстоцена). В то время переменный ветер заставлял холодные течения поднимать глубоководных животных ближе к поверхности. Большое тело позволяло китам быстрее передвигаться и искать крупные их скопления (которые находились, видимо, довольно далеко друг от друга) и поедать их.

Большие морские млекопитающие раньше наземных приобрели крупные размеры. Величина разных китов, видимо, менялась по-разному, иногда уменьшаясь, иногда возрастая, но, в целом, средний размер китов увеличивался с течением эволюции. Разные клады при этом меняли свои размеры независимым друг от друга образом: этот параметр отдельно увеличивался у гренландских китов, южных китов, нескольких групп полосатиков и, возможно, серых китов.

Раньше было гораздо больше маленьких усатых китов. Они, в отличие от крупных видов, являлись частой добычей для морских хищников — раньше мы уже рассказывали что из-за их исчезновения, по-видимому, вымерли гигантские акулы мегалодоны.

Понимание работы СМИ снизило склонность к теориям заговора