Археологи удревнили заселение Южной Америки на тысячу лет

Археологи из Университета Вандербильта в Нашвилле обнаружили в долине Чикама (Перу) самые древние следы человеческого пребывания в Южной Америке. Обнаруженное костровище и каменные орудия датированы 13 тысячелетием до нашей эры. Эти находки опровергают теорию первоначального заселения Америки по Беренгову мосту. Статья об открытии опубликована в Science.

Согласно наиболее известной гипотезе заселения Америки, оба континента были заселены людьми пришедшими из Восточной сибири на Аляску по коридору, открывшемуся между двумя ледниковыми щитами на месте Берингова пролива 14-15 тысяч лет назад. В прошлом году американские геологи доказали, что в коридоре появилась растительность и он стал пригоден для длительной кочевки лишь 13 тысячами лет, что подтверждают археологические находки в районе коридора, возраст которых не выше 12,6 тысяч лет.

Согласно версии, набирающей популярность в последние десятилетия, первые поселенцы прибыли в Америку по морю из Восточной Азии, а затем расселились по западному побережью Северной и Южной Америки задолго до 13 тысячелетия. Ее доказательство осложнено тем, что вся береговая линия Северной Америки, где, предположительно, располагались стоянки первых посленцев сегодня находится под водой.

Новая находка, подтверждающая эту гипотезу, была обнаружена археологической группой Тома Дилея (Tom Dillehay) при раскопках на прибрежном археологическом памятнике Хуака Приета (Huaca Prieta) в долине Чикама на севере Перу.

До недавнего времени считалось, что церемониальное возвышение Huaca Prieta было построено в докерамическую эпоху около восьми тысяч лет назад. Однако наиболее ценные находки: ткани, черепки керамической посуды и гравированные раковины принадлежали носителям знаменитой своими росписями археологической культуры моче, занимавшей эту территорию с первого по седьмой век нашей эры.

Группа Тома Дилея ведет раскопки на этом памятнике уже более пяти лет, и изначально никто из сотрудников экспедиции не предполагал, что могут быть найдены столь ранние следы пребывания человека. Самый древний слой со следами костровища, остатками растений и простыми каменными орудиями археологи обнаружили лишь на глубине 31 метр.

Согласно данным радиоуглеродного анализа люди, оставившие найденные орудия и следы костровища, жили 15 тысяч лет назад.

Найденные орудия и органические остатки дают возможность реконструировать в общих чертах диету и экологические условия первых Американцев. Авторы считают, что они жили во временных лагерях на заболоченных прибрежных территориях, где росли дикие авокадо и перец чили. Близость к морю позволяла им обогащать свою диету мясом моллюсков, акул, птиц и морских львов.

Все орудия, найденные на памятнике, были изготовлены по простейшей технологии однократного скалывания, больше напоминающей олдувайские или ранние ашельские, чем найденные в Северной Америке тонко сработанные кловисские наконечники и рубила. Интересно, что археологи не обнаружили никаких остатков крючков или гарпунов для ловли рыбы. Они считают, что люди не нуждались в них, потому что характерные для Перу штормовые ветра часто выбрасывали рыб и морских гадов на берег.

Ранее ученые обнаружили доказательства заселения Южной Америки людьми чуть более 14 тысяч лет назад на памятнике Монте Верде в Чили и в пещере Кункаича в горной части Перу.

Елизавета Власова