Самого древнего гоминина нашли вне Африки

На основании новых данных о строении зубов Graecopithecus freybergi международная группа физических антропологов под руководством Мадлен Бёме из Центра эволюции человека и окружающей среды Сенкенберга в Тюбингенском университете и Николая Спасова из Болгарской академии наук выдвинула гипотезу о том, что филогенетические ветви Hominina (люди) и Panini (шимпанзе) разделились не в Африке, а в Восточном Средиземноморье 7,2 миллиона лет назад. Исследование опубликовано в PLOS ONE.

В интенсивно изучаемой области ранней эволюции гоминид решающим вопросом является выделение из трибы гоминини рода Homo — подтрибы антропоморфных приматов, в которую входит человек разумный. Молекулярные данные предполагают, что это произошло в промежутке между 5 и 10 миллионами лет назад. В недавнем исследовании Кевин Ланергергер (Kevin Lanergerger) уточнил эту дату до 7-8 миллионов лет назад. Эти оценки во многом совпадают с данными, полученными на основе датирования окаменелостей в Африке и Евразии. Тем не менее, самые ранние представители рода Homo пока не определены.

В настоящее время в летописи окаменелостей представлены три кандидата на звание самого раннего гоминина: Ardipithecus kadabba (5,2—5,8 миллиона лет), Orrorin tugenensis (5.8—6 миллионов лет), Sahelanthropus tchadensis ( 6—7 миллионов лет). В 2008 году Анн-Елизабет Лебатард (Anne-Elisabeth Lebatard) совместно с коллегами  выдвинула предположение, что Сахелантроп жил не 6—7 миллионов лет назад, а 7,2, но эта датировка многими учеными ставится под сомнение из-за возможного переотложения пород, в которых была обнаружена окаменелость скелета.

Важной проблемой в идентификации предковых линий является преобладание конвергентной эволюции у ранних гоминид. Исследования ископаемых гоминид, современных человекообразных обезьян и людей, указывают на то, что конфигурация корней премоляров не связана с функциональной адаптацией и маловероятно подвержена гомоплазии.

Особое значение для выделения подтрибы гоминина имеет нижний премоляр (p4), поскольку его морфология, по-видимому, является специфической именно для нее.

Международный коллектив исследователей из Германии, Болгарии, Греции, Канады, Франции и Австралии, используя компьютерную томографию, визуализировал внутренние структуры окаменелостей верхнего премоляра

из Болгарии и нижней челюсти представителя этого же вида из Греции. Это позволило ученым увидеть конфигурацию корней моляров и премоляров, а также померить толщину эмали зубов.

На основе сравнения полученных данных с аналогичными данными по морфологии зубов ископаемых гоминид, они пришли к выводу, что зубы

Graecopithecus freybergi

имеют строение наиболее близкое современным людям и ископаемым предкам человека

и

значительно отличается от зафиксированной у ископаемых шимпанзе.

Если полученные данные удастся подтвердить дополнительными фактами,

Graecopithecus

будет самым древним (7,2 миллиона лет) из известных прямых предков человека современного вида. По мнению авторов, уже сейчас Восточное Средиземноморье должно рассматриваться как столь же вероятное место выделения рода Хомо, что и тропическая Африка.

Ежегодно антропологи совершают новые значимые открытия, которые усложняют палеоантропологическую родословную человека. Актуальную эволюционное древо человека с подробной информацией по каждому представителю можно увидеть здесь, а проверить свои знания по другим базовым вопросам физической антропологии здесь