Стервятников уличили в пользовании «косметикой»

Испанские биологи выяснили, что хищные птицы стервятники (Neophron percnopterus) делают себе «макияж». Если в их распоряжении есть жидкая красная глина, они обмазывают ею перья на голове, шее и груди. Исследователи предполагают, что птицы могут использовать «косметику» как средство коммуникации, либо она служит им антибактериальным и противовирусным средством. Исследование опубликовано в журнале Ecology.

Стервятники — птицы-падальщики из подсемейства грифов (Aegypiinae). По сравнению с другими грифами, это небольшие птицы, достигающие 50-65 сантиметров в длину. Стервятники — социальные животные, живущие небольшими группами или парами. Оперение у молодых стервятников желто-коричневое, при взрослении оно белеет, а на голове вырастает плюмаж из перьев, который, возможно, играет роль в коммуникации птиц. N.percnopterus обитают во многих районах Старого света, в том числе в северной Африке и на юге Европы. Несмотря на широкий ареал обитания, численность грифов уменьшается и сейчас они находятся под угрозой вымирания. На одном из Канарских островов, Фуэнтавентуре, еще сохранилась небольшая популяция стервятников, которую подкармливают и за которой наблюдают орнитологи.

Ранее авторы нового исследования заметили, что у некоторых взрослых птиц на Фуэнтавентуре плюмаж и перья на шее белые, а у других они оказались разных оттенков красного. Другие ученые заметили, что родственные стервятникам бородачи (Gypaetus barbatus) красят перья землей, содержащей соединения железа, так что перья у них становятся красноватого цвета. Поэтому авторы статьи решили выяснить, не поступают ли стервятники также. Для проверки они налили в таз чистую воду, а в другой, такой же — воду, смешанную с красной землей. Затем они поместили обе емкости около одной из кормушек, к которым прилетали стервятники, и наблюдали за ними в течение дня.

Оказалось, что около 20 процентов птиц (18 из 91), прилетавших покормиться, заодно еще и подкрашивали перья. Они ныряли в тазик с жидкой красной грязью и намазывали ею голову, шею и грудь. Некоторые птицы возвращались по несколько раз, чтобы сделать «макияж». В то же время в чистой воде выкупался только один стервятник. Интересно, что в «процедуре» участвовали как молодые, так и взрослые птицы обоих полов и разного статуса.

Авторы статьи не смогли точно ответить на вопрос, почему стервятники увлекаются «косметикой». Но они предположили, что разноцветные перья могут играть роль в визуальной коммуникации, либо грязь может служить антивирусным или антибактериальным средством. Другие исследователи предполагают, что бородачи (Gypaetus barbatus) «купаются» в красной грязи, чтобы избавиться от запаха и от патогенных микроорганизмов.

Хотя «макияж» из красной земли можно посчитать одним из наиболее оригинальных средств коммуникации, биологи показали, что бывают еще более необычные способы «общения». Так, некоторым видам цихлидовых рыб для коммуникации служит моча.