Рождение Марса перенесли в главный пояс астероидов

Международная группа геологов предложила новый сценарий формирования Марса, объясняющий отличия в его химическом составе от состава Земли. По словам ученых, вероятно красная планета образовалась в той области, где сейчас располагается главный пояс астероидов и затем мигрировала на более близкую к Солнцу орбиту под действием гравитации Юпитера. Ранее считалось, что Марс возник примерно на том же расстоянии от Солнца, что и Земля. Исследование опубликовано в журнале Earth and Planetary Science Letters, кратко о нем сообщает Science News.

Согласно современным теориям эволюции Солнечной системы, некоторые планеты могли возникнуть не на тех местах, на которых они находятся сейчас. К примеру, согласно гипотезе Великого лавирования считается, что Юпитер в ходе эволюции мигрировал из дальних областей нашей системы (3,5 астрономической единицы до Солнца) ближе к Солнцу (до расстояний порядка полутора астрономических единиц), и лишь затем вернулся к своей современной орбите (5 астрономических единиц). Такие перемещения массивного тела сильно изменили внешний вид и положения планет. Считается, что именно миграция Юпитера перенесла Марс на его современную орбиту. Если моделировать эволюцию Солнечной системы без миграций, то Марс должен был быть гораздо больше и массивнее, чем сейчас.

Но эта теория не объясняет отличия химического состава красной планеты от земного. В частности, анализ марсианских метеоритов, изредка попадающих на Землю, показал различия в изотопном составе кислорода в породах. Если бы Марс возник там же, где и Земля, то его состав должен был быть похожим на земной. Авторы новой работы провели компьютерное моделирование и описали сценарий который может объяснить, как отличия Марса от Земли, так и его небольшую массу.

Геологи заново провели моделирование Великого лавирования. Как и в ранних исследованиях наиболее вероятным путем к описанию эволюции Солнечной системы до современного состояния оказалось рождение Марса вблизи земной орбиты и его последующее удаление. Но в двух процентах всех «правильных» исходов реализовалась иная схема эволюции. Согласно ей Марс образовался в два раза дальше от Солнца, чем его современная орбита, а затем был увлечен мигрирующим Юпитером на свою ожидаемую орбиту. Это помешало планете вырасти до гигантских размеров и набрать массу.

Исследователи отмечают, что такое большое расстояние от Солнца означало для раннего Марса очень малое количество тепла — без плотной атмосферы его было бы недостаточно для поддержания жидкой воды на поверхности. Скорее всего, если гипотеза о такой эволюции подтвердится, она будет означать, что жизнь на раннем Марсе была невозможна.

Одно из следствий моделирования — тот факт, что изотопный состав Венеры должен быть очень похож на земной. Проверить это можно лишь изучив образцы с поверхности Венеры. Среди будущих миссий с посадкой на поверхность планеты можно отметить аппарат «Венера-Д». Однако, его запуск возможен не ранее 2024 года. Также NASA рассматривает проект Venus In Situ Explorer, с высадкой зонда, способного выдерживать венерианские условия.

В гробнице фараона нашли надписи античных туристов