На Церере нашли ледники и оползни

Геологи из США, Италии, Франции и Германии обнаружили на поверхности Цереры следы активности, связанной с большим содержанием воды в верхних слоях породы. Потоки материи, напоминающие по форме земные ледники и оползни, располагаются на всей площади карликовой планеты, в основном вблизи полюсов. По словам авторов, это указывает на то, что вода в астероидах главного пояса может быть гораздо более распространенной, чем считалось ранее. Этот космический «резервуар» мог стать источником первичной воды на Земле. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience.

В 1980-х годах инфракрасные наблюдения за Церерой позволили доказать, что на небесном теле есть большое количество силикатных материалов, часто связанных с наличием воды. Это позволило геологам описать возможные процессы на поверхности карликовой планеты. Так, например, ученые ожидали, что края многих древних кратеров будут «размыты» из-за подвижности воды. Однако когда на орбиту Цереры вышел Dawn, оказалось, что эти ожидания не оправдались. Тем не менее, считается, что поверхность небесного тела богата водой, заполняющей поры в силикатных породах.

Авторы новой работы указали на явные признаки движения пород на Церере, связанного с наличием воды. Проанализировав снимки основной камеры Dawn, ученые нашли три типа подобных потоков. Первый в основном встречается на высоких широтах — он напоминает земные ледники. Это пласты земли, смещающиеся и обрушивающие края кратеров. Второй тип смещений — аналог оползней. Третий обычно ассоциирован с крупными кратерами и обладает структурой, напоминающей селевые потоки. Ученые сравнивают его с жидкими выбросами из кратеров, в основном встречающимися на Марсе. На Земле известен лишь один пример подобных кратеров — Нёрдлингенский Рис.

Интересно, что такие смещения встречаются на поверхности планетоида очень часто. Их можно обнаружить рядом с 20-30 процентами всех кратеров диаметром более 10 километров.

На роль льда указывает в первую очередь распределение сдвигов пород по широтам. В приполярных, богатых льдом областях происходят сдвиги пластов толщиной в сотни метров, в экваториальных областях толщина этих слоев гораздо меньше. Из этих данных авторы оценили содержание льда в верхних слоях Цереры. Оно составляет от 10 до 50 процентов.

Признаки воды на Церере были обнаружены и вблизи самого известного ее объекта — ярких пятен в кратере Оккатор. Над впадиной были обнаружены следы тумана. Кроме того, на планетоиде есть области, постоянно находящиеся в тени. Водный лед, по оценкам исследователей, может находиться там в течение миллионов лет.

Физики научились получать электричество из слез