На Филиппинах впервые нашли живого гигантского моллюска-червя

Международная группа ученых обнаружила в океане вблизи Филиппин гигантского двустворчатого моллюска, Kuphus polythalamia. О существовании этого создания было известно с XVIII века; люди неоднократно находили похожие на слоновий бивень раковины моллюсков. Однако живого представителя этого вида ученые нашли и описали впервые. Исследование опубликовано в Proceedings of Natural Academy of Sciences.

Kuphus polythalamia — двустворчатый моллюск, который относится к семейству корабельных червей, Teredinidae. У терединид длинное цилиндрическое тело, по виду напоминающее червя, поэтому они и получили такое название. Живут моллюски в морской и океанической воде и питаются древесиной. С помощью небольшой раковины с зазубренными ребрами, которая находится на переднем конце тела, они пробуравливают ходы в погруженных в воду мангровых деревьях, а также в деревянных строениях (молах, корабельных доках) и кораблях. Моллюски зачастую покрывают прогрызенные ходы известковыми выделениями. Переваривать древесину теренидам помогают симбиотические бактерии, способные расщеплять древесину, которые живут в жабрах моллюсков.

Найденные представители K.polythalamia оказались не похожи на других терединид. Моллюски обитали не в древесине, они зарывались в донные отложения, богатые органическими веществами, недалеко от побережья. Длина моллюсков-червей достигала 155 сантиметров, а диаметр — шести сантиметров. Авторы статьи назвали моллюска крупнейшим из ныне живущих двустворчатых моллюсков. Все тело политаламии было покрыто плотной известковой раковиной, так что ученым, чтобы открыть ее, пришлось воспользоваться отверткой.

После того, как исследователи изучили внутреннее строение политаламий, они выяснили, что система пищеварения у них фактически отсутствует. Ротовое отверстие было плотно закрыто известковой «крышкой». И, хотя биологи предположили, что она периодически открывается и «надстраивается», когда животное подрастает, возможности питаться органическими остатками из грунта у моллюсков, по-видимому, нет. Также ученые не нашли у него кишечного отростка, в котором у других терединид переваривается древесина, и обнаружили только следовые количества фекалий.

Для того, чтобы понять, чем питается моллюск, ученые проанализировали геном бактерий, живущих в жабрах у политаламий, и выяснили, что они относятся к серобактериям, которые получают энергию для синтеза органических веществ, окисляя сероводород, а в качестве источника углерода используют бикарбонаты. И сероводород и бикарбонаты содержатся в органических отложениях на дне. Авторы статьи предположили, что симбиотические бактерии снабжают питательными веществами политаламию, а ее пищеварительная система редуцировалась «за ненадобностью».

«Я был поражен, когда впервые увидел всю огромность этого странного создания», — говорит один из авторов исследования Марвин Алтамия (Marvin Altamia) из университета Филиппин. «Присутствуя на первой встрече с таким животным, чувствуешь себя натуралистом XIX века».

Недавно исследователи нашли другого странно выглядящего моллюска, который меняет цвет в случае опасности. Из-за такой необычной способности моллюска-хамелеона назвали в честь Дэвида Боуи.