Американская компания Lockheed Martin совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США провела демонстрационные испытания системы автономизации ударных беспилотных летательных аппаратов. Согласно сообщению компании, в испытаниях участвовала модифицированная беспилотная версия многофункционального истребителя F-16 Fighting Falcon, на который было установлено новое программное обеспечение, повышающее автономность самолета.
Основной целью проекта автономизации ударных беспилотных летательных аппаратов является создание боевого беспилотника, который мог бы выступать в роли ведомого. При этом ведущим должен быть пилотируемый истребитель. Разработка новой системы, которую можно было бы быстро и легко установить как на существующие беспилотные аппараты, так и на новые, ведется с 2015 года. Тогда командование ВВС США объявило о заинтересованности в создании беспилотников, которые бы выполняли роль ведомых при полетах в связке с пилотируемыми истребителями.
По мнению военных, в роли ведомых такие аппараты могли бы брать на себя часть боевых функций пилотируемого самолета. Например, ведомые беспилотники могли бы наносить удары по целям, указанным летчиком. Кроме того, такие аппараты могли бы нести более мощные радиолокационные станции или сенсоры. При этом пилотируемый самолет действовал бы незаметным, получая при этом больший объем информации. Наконец, эта же схема позволила бы уменьшить полезную нагрузку пилотируемого истребителя, повысив его маневренность.
Испытания модифицированного истребителя F-16 проводились на полигоне авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии. Во время испытательных полетов программное обеспечение истребителя F-16 получало данные о целях и рассчитывало полетное задание. В соответствии с этим полетным заданием истребитель «поражал» наземные цели. Реальное вооружение в испытаниях не использовалось. При этом в полете программное обеспечение, если происходили изменения вводных, пересчитывало полетное задание и самостоятельно определяло приоритеты.
Разработчики также проверяли надежность работы системы автономизации ударных беспилотников в случае отклонения от курса, отказа одной или нескольких бортовых систем, в том числе систем вооружения, а также потери связи с оператором. Подробности проведенных испытаний не раскрываются, но, согласно заявлению Lockheed Martin, они были признаны успешными. Эти испытания стали вторыми по счету в рамках проекта. Во время первых испытаний проверялась возможность работы беспилотного F-16 в качестве ведомого.
В феврале текущего года Центр прикладных исследований в области искусственного интеллекта совместно с Научно-исследовательской лабораторией ВМС США приступил к разработке управляющего программного обеспечения, которое позволит беспилотным истребителям выступать в качестве ведомых в связке с пилотируемыми боевыми самолетами. Новый «мозг» также будет получать информацию от пилотируемых истребителей и проводить оценку действий. Кроме того, с помощью программного комплекса оператор сможет управлять несколькими ведомыми.
Предполагается, что с помощью нового программного обеспечения летчик истребителя сможет формировать список заданий для своих ведомых. Задания будут определяться исходя из конечных целей миссии, выполняемой пилотируемо-беспилотной группой. При этом будут учитываться данные со всех бортовых сенсоров пилотируемого истребителя и ведомых беспилотников. После формирования списка заданий летчик сможет приступить к выполнению одного из них, а остальные возьмут на себя ведомые. Причем какую конкретно задачу будет решать каждый аппарат беспилотники определят самостоятельно.
Перед началом совместной разработки исследователи уже имели собственные наработки по проекту нового «мозга» для беспилотных ведомых. Испытания этого программного обеспечения уже состоялись в компьютерном моделировании, причем пилотируемыми самолетами в ходе моделирования управляли реальные пилоты. Подробности испытаний не раскрываются, известно только, что при моделировании воздушного перехвата группа из пилотируемого истребителя и беспилотников оказалась эффективнее полностью пилотируемой группы самолетов.
Василий Сычёв
Первый вновь изготовленный бомбардировщик Ту-160М поднялся в небо. Как сообщает «Ростех», его первый полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. За это время экипаж успел проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.