Центр прикладных исследований в области искусственного интеллекта совместно с Научно-исследовательской лабораторией ВМС США приступили к разработке управляющего программного обеспечения, которое позволит беспилотным истребителям выступать в качестве ведомых в связке с пилотируемыми боевыми самолетами. Как сообщает Defense Aerospace, новый «мозг» также будет получать информацию от пилотируемых истребителей и проводить оценку действий. Кроме того, с помощью программного комплекса оператор сможет управлять несколькими ведомыми.
Согласно одной из концепций, разрабатываемых министерством обороны США, беспилотные летательные аппараты в будущем смогут выполнять гораздо больше задач, чем им доступно сегодня. Для успешной координации действий таких аппаратов и нужно новое управляющее программное обеспечение. Нынешние технологии обеспечивают лишь относительно примитивное управление большими группами беспилотников: полеты по заданным маршрутам, формирование воздушных фигур или распределение ролей при ведении наблюдения за одним объектом.
Предполагается, что с помощью нового программного обеспечения летчик истребителя сможет формировать список заданий для своих ведомых. Задания будут определяться исходя из конечных целей миссии, выполняемой пилотируемо-беспилотной группой. При этом будут учитываться данные со всех бортовых сенсоров пилотируемого истребителя и ведомых беспилотников. После формирования списка заданий летчик сможет приступить к выполнению одного из них, а остальные возьмут на себя ведомые. Причем какую конкретно задачу будет решать каждый аппарат беспилотники определят самостоятельно.
Перед началом совместной разработки исследователи уже имели собственные наработки по проекту нового «мозга» для беспилотных ведомых. Испытания этого программного обеспечения уже состоялись в компьютерном моделировании, причем пилотируемыми самолетами в ходе моделирования управляли реальные пилоты. Подробности испытаний не раскрываются, известно только, что при моделировании воздушного перехвата группа из пилотируемого истребителя и беспилотников оказалась эффективнее полностью пилотируемой группы самолетов.
Ранее командование ВВС США объявило о заинтересованности в создании беспилотных ведомых. По оценке военных, ведомые беспилотники могли бы наносить удары по целям, указанным летчиком. Кроме того, такие аппараты могли бы нести более мощные радиолокационные станции или сенсоры. При этом пилотируемый самолет мог бы действовать незаметным, получая больший объем информации. Наконец, эта же схема позволила бы уменьшить полезную нагрузку пилотируемого истребителя, тем самым повысив его маневренность.
Помимо США разработкой беспилотных ведомых для пилотируемых истребителей сегодня занимаются Япония и Швеция. Из-за пацифистской направленности конституции Японии ее новые аппараты не смогут наносить удары по наземным целям (такое действие считается актом агрессии), однако их можно будет использовать в воздушном бою (для самообороны). Шведские беспилотные ведомые в нанесении ударов ограничены не будут, однако применение ими оружия должен будет санкционировать пилот.
Согласно предварительному графику, Япония проведет испытания беспилотных ведомых в 2029-2033 годах, а с 2035 года — примет такие аппараты на вооружение. Подробности про японские аппараты пока не известны. Между тем, шведские ведомые создаются компанией Saab на базе истребителей JAS-39E/F Gripen. Шведские аппараты, предположительно, поступят на вооружение в ближайшие 10-15 лет.
Василий Сычёв
ВМС США показали концепцию перспективного эсминца проекта DDG(X). Как пишет USNI News, военные хотят оснастить его гиперзвуковыми ракетами и боевым лазером в десять раз мощнее того, что есть у них сейчас.