Американское подразделение A3 европейского авиастроительного концерна Airbus запустило в Бразилии мобильное приложение, с помощью которого можно вызвать вертолетное такси. Как пишет Aviation Week, сервис получил название Voom; в настоящее время он действует в бразильском городе Сан-Паулу.
Сан-Паулу, помимо прочего, известен как один из самых «пробочных» городов мира. В 1940-1980-х годах город развивался колоссальными темпами, имеющиеся и новые дороги строители не успевали приспосабливать к плотному дорожному движению. Это привело к тому, что в начале 1990-х годов город переполнился автомобилями и практически встал.
Одним из способов решения дорожной проблемы в Сан-Паулу стало развитие вертолетных перевозок. Сегодня в бразильском городе ежедневно перелеты выполняют около 700 вертолетов. Их полеты координируются специальной диспетчерской службой Сан-Паулу. В городе действует около 500 вертолетных площадок.
Именно благодаря широкому распространению вертолетного транспорта приложение Voom было запущено в Сан-Паулу. В настоящее время к приложению подключены 80 процентов вертолетных перевозчиков города. По данным разработчиков, между вызовом вертолета через приложение и вылетом в настоящее время проходит не больше часа.
При этом приложение позволяет выбирать перевозчиков, машины которых находятся ближе всего к точке отправления. По словам исполнительного директора компании Voom Умы Субраманианы, подключение вертолетных перевозчиков к приложению привело к увеличению количества полетов, конкуренции и снижению цен на полет.
Приложение Voom было запущено после пилотного проекта, проводившегося летом 2016 года совместно A3 и американской компанией Uber Technologies. Пилотный сервис работал всего 30 дней, но за это время перевозчики выполнили несколько тысяч полетов. До конца 2017 года сервис Voom планируется запустить еще в нескольких городах мира.
Сегодня несколько компаний занимаются разработкой аэротакси. Эти летательные аппараты будут использоваться для дешевой и быстрой перевозки пассажиров между городами и пригородом. Не исключено, что запуск приложения Voom является одним из этапов программы компании A3 по организации службы аэротакси.
В конце октября прошлого года A3 представила концепт перспективного аэротакси, разработка которого ведется в рамках проекта Vahana. Полноразмерный прототип аппарата планируется подготовить до конца 2017 года. Аппарат будет выполнен по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла будут размещены по два электромотора с воздушными винтами.
Аэротакси предполагается сделать беспилотным. Согласно предварительным планам, Vahana будет перевозить либо одного пассажира, либо какой-нибудь груз. Беспилотный конвертоплан будет оборудован системой уклонения от столкновения с препятствиями и другими летательными аппаратами. Выполнять полеты аэротакси будет строго по заранее заданным маршрутам.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.