Планеты системы TRAPPIST назвали малопригодными для жизни

Астрономы выяснили, что центральная звезда системы TRAPPIST-1, у которой недавно было обнаружено семь землеподобных экзопланет, часто переживает мощные вспышки. По мнению ученых, это может негативно сказываться на атмосфере окружающих небесных тел и делать условия на них неподходящими для существования жизни, подобной земной. Работа исследователей доступна на сайте ArXiv.org.

В конце февраля этого года NASA сообщило об открытии сразу семи землеподобных экзопланет, которые вращаются вокруг красного карлика TRAPPIST-1(2MASS J23062928-0502285) в 40 световых годах от Солнца. Все планеты системы, получившие название TRAPPIST-1b, c, d, e, f, g и h, имеют схожие с размеры с нашей планетой — по оценкам исследователей, их радиусы варьируются от 1,19 до 0,76 земного. Кроме того, на трех из них, согласно исследованию астрономов, может существовать вода в жидком виде, что является необходимым условием для существования жизни. Более подробно о системе TRAPPIST-1 вы можете прочитать в нашем материале.

Авторы новой работы изучили кривую блеска центрального красного карлика, полученную с помощью телескопа «Кеплер» в рамках миссии K2. За 80-дневный период на звезде произошло 42 вспышки высокоэнергетического излучения, при этом пять из них имели сразу несколько пиков интенсивности — это значит, что мощных выбросов энергии было сразу несколько. Среднее время между вспышками составило всего 28 часов.

Энергия самого слабого выброса составила 1,26×1030 эрг, а самого сильного — 1,24×1033 эрг (большие вспышки на Солнце имеют энергию около 1×1032 эрг). Наиболее интенсивный «солнечный шторм» был сравним с геомагнитной бурей 1859 года. Это событие вызвало отказ телеграфных систем по всей Европе и Северной Америке, а северные сияния наблюдались даже над Карибскими островами.

Несмотря на то, что солнечные вспышки не приносят значительного вреда живым организмам на Земле, исследователи отмечают, что экзопланеты системы TRAPPIST-1 подвергаются почти ежедневной мощной «бомбардировке». Кроме того, независимая работа другой группы астрономов показала, что атмосфере требуется около 30 тысяч лет, чтобы восстановиться после одного столкновения с мощным выбросом высокоэнергетических частиц. Также стоит заметить, что все планеты находятся значительно ближе к материнской звезде, чем Земля к Солнцу — ближайшая планета TRAPPIST-1b удалена всего лишь на 0,011 астрономических единиц, что в 35 раз ближе Меркурия к Солнцу.

«Землю от солнечных вспышек защищает магнитное поле, однако маловероятно, что у небесных тел в составе системы TRAPPIST-1 есть такой щит. Исследование показывает, что индукция магнитосферы экзопланет должна достигать от нескольких десятков до нескольких сотен гаусс, в то время как у Земли этот показатель составляет всего 0,5 гаусс. Каким образом планеты TRAPPIST-1 могли бы приобрести такое сильное магнитное поле?» — комментируют эксперты в блоге Universe Today.

Авторы статьи заключают, что подобные вспышки скорее всего уменьшают пригодность планет для жизни, так как их атмосфера должна постоянно находиться в нестабильном состоянии. Тем не менее, работа ученых пока что проходит процедуру рецензирования в журнале Astrophysical Journal, поэтому результаты могут быть пересмотрены в будущем.

Ближайшая из известных на сегодня экзопланет в потенциально обитаемой зоне, Проксима b, находится в 4,22 световых годах от Земли. Она также вращается вокруг красного карлика Проксима Центавра, массой в 8,3 раза меньше, чем у Солнца, и с температурой, уступающей в два раза температуре нашего светила. Недавно ученые также попытались оценить, каким образом активность Проксимы Центавра может влиять на жизнепригодность вращающейся вокруг нее планеты, а также рассчитать возможный состав и строение Проксимы b.