Размер имеет значение

Как хорошо вы разбираетесь в масштабах Вселенной?

Научные новости описывают самые разные физические объекты — от огромных структур из синхронизированных гамма-всплесков до крошечных элементарных частиц. Сопоставить их масштабы простым мысленным усилием практически невозможно. Поэтому мы составили специальный тест, который поможет вам оценить, насколько разнообразна наша Вселенная в разных масштабах, и заодно проверить, хорошо ли вы в этих масштабах разбираетесь.

1. Какой размер имеет самая крупная структура во Вселенной, известная человеку? Подсказка: вся наблюдаемая Вселенная имеет диаметр порядка 93 миллиардов световых лет, а один световой год — это чуть меньше 10 петаметров (точнее, 9,46×1015 метра).
2. А насколько близко к нам расположена крупнейшая галактика Местной группы, Туманность Андромеды? Если вам это поможет, то вот подсказка: на ясном ночном небе эту галактику можно заметить в виде туманного облачка, соразмерного с Луной.
3. Сопоставим эту величину с размерами нашей Галактики — сколько диаметров Млечного Пути можно уместить на пути до Туманности Андромеды?
4. Обратимся к несравненно более близким объектам. Простой вопрос: на каком расстоянии от Земли находится ближайшая звезда?
5. Теперь простой «земной» вопрос. Каков диаметр Земли?
6. Самое большое животное на Земле известно всем — это синий кит, достигающий в длину 33 метра. А каков размер самого маленького животного? Подсказка: это насекомое.
7. Основа всего живого — рибо- и дезоксирибонуклеиновые кислоты (РНК и ДНК), в которых хранится генетическая информация. Какова характерная длина развернутой цепочки ДНК кишечной палочки?
8. Как известно, все молекулы состоят из атомов. Каков характерный размер одного атома? Кстати, это можно примерно понять из условий предыдущего вопроса.
9. Атомы, в свою очередь, состоят из ядра и электронов, вращающихся вокруг него. В водороде роль ядра играет протон. Каков его радиус?
10. И финальный вопрос. Протоны, в свою очередь, состоят из кварков и глюонного поля. А каков размер кварков?