Магнитные поля на рабочем месте связали с риском бокового амиотрофического склероза

Нидерландские ученые обнаружили, что действие низкочастотных магнитных полей на рабочем месте связано с повышенным риском развития бокового амиотрофического склероза. Результаты работы опубликованы в журнале Occupational & Environmental Medicine.

Боковой амиотрофический склероз (БАС) — неизлечимое нейродегенеративное заболевание, при котором постепенная гибель мотонейронов приводит к прогрессирующим двигательным расстройствам и атрофии мышц. Как правило, смерть наступает через два-четыре года с момента появления первых симптомов. У 5–10 процентов пациентов болезнь имеет наследственную природу, в остальных случаях причину определить не удается.

В поисках факторов риска БАС сотрудники Утрехтского и Маастрихтского университетов проанализировали данные почти 60 тысяч мужчин и более 60 тысяч женщин, принявших участие в проспективном когортном исследовании Netherlands Cohort Study. На момент его начала в 1986 году участникам было от 55 до 69 лет, наблюдение продолжалось 17,3 года. Все они при включении в исследование заполнили опросники, касающиеся таких профессиональных факторов риска как длительный контакт с растворителями, пестицидами и металлами, а также действие сверхнизкочастотных магнитных полей и удары током. Статистический анализ связи этих факторов со смертностью от БАС проводили методом коксовской регрессии.

Всего за время наблюдения от БАС умерли 76 мужчин и 60 женщин. Выяснилось, что у мужчин действие сильных сверхнизкочастотных магнитных полей связано с ростом риска смерти от этого заболевания примерно в два раза. Подобная корреляция наблюдалась при оценке действия этого фактора как когда бы то ни было во время карьеры (хоть раз/никогда), так и кумулятивного (суммарное время воздействия). С магнитными полями на работе контактировали на более двух процентов женщин, что не могло дать информативных результатов. Статистически значимой связи остальных факторов риска со смертностью от БАС выявить не удалось.

По словам руководителя исследования Рула Вермёлена (Roel Vermeulen), профессии, связанные с наибольшим контактом со сверхнизкочастотными магнитными полями, включают электриков, устанавливающих высоковольтные линии, сварщиков, портных, работающих со швейными машинами, и пилотов самолетов.

Проведенное исследование было обсервационным — то есть выявило лишь корреляцию между действием магнитных полей и смертностью от БАС, без поиска причинно-следственной связи и ее механизмов. Тем не менее, большой размер выборки делает его результаты значительно более достоверными, чем полученные в ходе предыдущих работ.

В 2016 году международная коллаборация Project MinE обнаружила вариант гена, связанный с развитием бокового амиотрофического склероза. Основное финансирование исследователи получили из средств, собранных во время флешмоба #icebucketchallenge, прошедшего двумя годами ранее.

Метаанализ спрогнозировал более 175 тысяч случаев косолапости ежегодно