Шведские ученые выяснили, что в разговоре люди склонны перехватывать инициативу сообразно гендерно-возрастным ролям в обществе, однако робот-собеседник способен повлиять на ситуацию. Статья о том, на что нужно обращать внимание при программировании такого робота, была опубликована в материалах Международной конференции по вопросам взаимодействия робота и человека (International Conference on Human-Robot Interaction), которая состоялась в Вене в марте 2017 года.
Цель подобных исследований обычно заключается в том, чтобы сделать робота более «социальным» (по сути — более удобным) собеседником, привив ему так называемый «роботикет»: например, если робот ведет себя «неправильно», вторгается в личное пространство человека, то люди могут испытывать дискомфорт и тревогу в его обществе. Этикет роботам нужен как раз для того, чтобы подобного не происходило. Доклад шведских ученых был посвящен факторам, на которые следует обращать внимание, когда мы обучаем робота-собеседника общаться с несколькими людьми сразу. Для таких роботов уже разработан алгоритм, позволяющий автоматически переключаться с одного собеседника на другого.
Исследователи решили прояснить, надо ли учитывать демографические характеристики говорящих, а именно, их пол и возраст. Соответственно, ученые хотели найти ответы на следующие вопросы. Во-первых, если в разговоре участвует гетерогенная пара (то есть, взрослый и ребенок, мужчина и женщина), то правда ли, что можно с высокой степенью вероятности предположить, кто возьмет на себя инициативу в диалоге. Во-вторых, может ли робот на самом деле повлиять на ход беседы. В-третьих, можно ли понять уже в самом начале разговора, кто будет ведущим, а кто — ведомым.
Исследователи проанализировали данные, которые собирал робот по имени Фурхат из Шведского государственного музея науки и техники. При встрече с роботом люди должны были сыграть с ним в игру — например, расположить карточки в нужном порядке. Игра рассчитана на командную работу в паре: участники могут советоваться друг с другом и с роботом. Фурхат умеет говорить, вертеть головой и перемещать взгляд с одного игрока на другого. Он не подсказывает игрокам, а строит предположения вместе с ними по заданному алгоритму (например, случайным образом предполагает, кто быстрее бегает, зебра или лошадь).
Выборка составила 292 беседы (всего в них участвовали 584 человека). Ученые специально не учитывали те случаи, когда возраст участника оценивался ими в диапазоне от 16 до 21 года, чтобы сохранить четкое разграничение между взрослыми и детьми. В расчет принималось то, кто отвечает на реплики Фурхата, кто дольше говорит и как часто люди в паре говорят одновременно. Также ученые старались по возможности проследить, как игроки двигают головами (исходя из того, что положение головы говорящего указывает на степень вовлеченности в беседу). Роботы способны улавливать наши телодвижения с помощью специальной системы Kinect, которая используется, в частности, в видеоиграх.
Выяснилось, что женщины участвуют в беседе в среднем на протяжении 19,3 процента времени, мужчины — 16,2, девочки — 13,0, мальчики — 12,0. Однако само по себе это ничего не доказывало и никак не проясняло, кому принадлежит инициатива в разговоре. Интереснее было посмотреть, как ведут себя люди в зависимости от того, с кем они в паре. Оказалось, что в случае с двумя взрослыми или двумя детьми пол значительной роли не играет, тогда как в случае с разновозрастной парой, наблюдается существенный дисбаланс. Это 39 и 26 процентов в пользу взрослых женщин в паре с мальчиком или девочкой соответственно, 43 и 10 процентов в пользу мужчин в паре с девочкой или мальчиком. Процент дисбаланса вычисляли, разделив общее время речи у менее активного говорящего на то же самое время у более активного. При этом одной величине присваивался положительный знак, а другой — отрицательный. Таким образом нивелировались противоречащие друг другу ситуации (в какой-то конкретной паре девочка могла говорить больше мужчины или мальчик — больше женщины).
Таким образом, удалось установить следующее. Чтобы предугадать, кто в разговоре будет активен, а кого надо дополнительно поддерживать, роботу следует ориентироваться в первую очередь на демографические данные, а при контакте с детьми — и на направление их взгляда. Исходя из этого робот сможет заранее выбрать алгоритм беседы.
Данные, полученные от Фурхата, позволяют усовершенствовать настройку роботов-собеседников. Когда робот общается с двумя или более людьми одновременно, важно, чтобы он мог регулировать долю участия каждого, чтобы никто не оказался обделен вниманием. В Европе сейчас приспосабливают таких роботов, чтобы помогать в домах престарелых.
Страх перед роботами, похожими на людей, и вообще антропоморфными объектами (вымышленными или реальными) получил название «Зловещая долина» (имеется в виду резкое падение кривой на графике, демонстрирующем отношение уровня симпатии к степени «похожести» на человека). Среди ученых нет единого мнения, почему так происходит, но чаще они приходят к выводу что, когда машина становится слишком похожа на человека, мы становимся к ней более требовательны и неосознанно выделяем мельчайшие девиации, в том числе ждем высокого социального и эмоционального интеллекта.
Российский школьник Ален Коспанов стал абсолютным победителем Международной географической олимпиады в Канаде, сообщил N+1 представитель пресс-службы Минобрнауки РФ. Помимо этого российские участники завоевали серебряную и две бронзовые медали, говорится в сообщении на сайте министерства.