Шведская компания Saab провела успешные испытания нового модульного программного обеспечения для перспективных истребителей JAS-39E/F Gripen. Как сообщает Flightglobal, в настоящее время специалисты компании проводят проверку операционной системы на борту прототипа боевого самолета, который должен в конце второго квартала 2017 года совершить первый полет.
Модульное программное обеспечение самолетов предоставляет большую гибкость в настройке бортовых систем и добавлении новых функций. Оно представляет собой операционную систему, управляющую оборудованием самолета, на которую можно устанавливать новые приложения — программные модули. При этом эти модули исполняются независимо и даже при сбое не влияют на работу операционной системы.
Технология модульного программного обеспечения сегодня пока используется преимущественно на новых пассажирских самолетах. Она позволяет сторонним разработчикам писать и сертифицировать новые программы, которые впоследствии будут исполняться бортовыми вычислительными системами.
Испытания модульного программного обеспечения Gripen проводились с середины прошлого года. Сперва операционную систему и дополнительные программные модули проверяли на авиационном тренажере истребителя JAS-39E. Эти испытания успешно завершились в декабре прошлого года. Затем программное обеспечение испытали на настоящем самолете.
Презентация первого летного образца JAS-39E состоялась в мае 2016 года. В самолете использованы множество новых решений и технологий, которые прежде не применялись на истребителях семейства Gripen. В частности, новые боевые самолеты семейства будут оснащены радиолокационными станциями с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05.
Благодаря доработкам топливной системы и силовых установок увеличились максимальная взлетная масса самолета и его дальность полета по сравнению с Gripen предыдущего поколения. Боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести большую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.
На JAS-39E установлена электродистанционная система управления, позволяющая управлять аэродинамическими элементами не механическими тягами или гидравлическими приводами, а электронными сигналами по проводам. Системы связи JAS-39E позволят истребителю обмениваться информацией не только с другими самолетами, но также с наземными отрядами и кораблями.
Василий Сычёв
Военный университет Министерства обороны запатентовал дрон для защиты объектов от воздушного нападения роев беспилотников. Как следует из документа на сайте Роспатента, аппарат дает одновременный залп из стволов стрельбового модуля и создает осколочное поле сплошного поражения.