Европейский авиастроительный концерн Airbus совместно с итальянским автоателье Italdesign представил проект капсульной транспортной системы Pop.Up. Как пишет Aviation Week, основу этой системы составят пассажирские капсулы, которые будут соединяться с наземными или летающими платформами. Кроме того, новые капсулы смогут перемещаться по вакуумным трубам Hyperloop и железным дорогам.
Современный городской транспорт представлен разными видами: метро, автобусы, личные автомобили, вертолеты, железные дороги. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки. Сбалансированное сочетание разных видов транспорта позволяет пассажирам относительно быстро добираться из одной точки города в другую.
Концепция Airbus предполагает создание общегородской сети наземных колесных и летающих платформ. При этом основу сети составят индивидуальные одноместные или двухместные пассажирские капсулы, которые смогут присоединяться к наземным и воздушным платформам.
Предполагается, что владелец капсулы, используя специальный сервис, сможет заранее запланировать поездку из одной точки в другую. При этом система автоматически рассчитает автоматический маршрут и типы используемого транспорта. После этого владельцу достаточно будет лишь занять свое место в капсуле.
В зависимости от составленного плана к владельцу капсулы либо прибудет автономная наземная колесная платформа, либо летающая платформа, выполненная в виде квадрокоптера. Они доставят капсулу, например, к ближайшему въезду в Hyperloop. По трубе капсула переместится до следующей запланированной точки, где ее вновь подберет наземная или воздушная платформа.
Концепция Pop.Up предполагает, что сервис будет рассчитывать оптимальный маршрут и используемый транспорт, основываясь на загруженности дорог, расчетном времени в пути, стоимости и интенсивности использования платформ. Работы над пассажирскими капсулами уже начались.
В 2017 году Airbus планирует провести первые испытания одноместного варианта новой пассажирской капсулы. Она будет выполнена из углепластика в виде монокока длиной 2,6 метра, высотой 1,4 метра и шириной 1,5 метра. Наземная платформа на углепластиковом шасси получит в длину 3,1 метра. Ее масса составит 200 килограммов. Дальность хода элекктрической платформы составит 130 километров.
Длина летающей платформы составит пять метров, а ширина — 4,4 метра. Диаметр каждого из четырех несущих винтов платформы составит 1,8 метра. Масса летающей платформы составит 600 килограммов, а дальность ее полета — около ста километров. Летающий модуль тоже будет электрическим.
Наземная и воздушная платформы без пассажирских капсул смогут развивать скорость до ста километров в час. После каждой перевозки они будут возвращаться на базовые станции для перезарядки. В Airbus рассчитывают, что время перезарядки будет занимать не более 15 минут.
В конце октября прошлого года исследовательское подразделение A3 концерна Airbus представило концепт перспективного аэротакси, разработка которого ведется в рамках проекта Vahana. Полноразмерный прототип аппарата планируется подготовить до конца 2017 года.
Аппарат будет выполнен по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями. На консолях каждого крыла будут размещены по два электромотора с воздушными винтами. Аэротакси предполагается сделать беспилотным.
Согласно предварительным планам, Vahana будет перевозить либо одного пассажира, либо какой-нибудь груз. Беспилотный конвертоплан будет оборудован системой уклонения от столкновения с препятствиями и другими летательными аппаратами. Выполнять полеты аэротакси будет строго по заранее заданным маршрутам, незначительно отклоняясь от них только в случае, если потребуется избежать столкновения.
Василий Сычёв
Достроят его в конце 2025 года
На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». О спуске на воду сообщил телеграм-канал Балтийского завода. Ледоколы проекта 22220 (тип ЛК-60Я) разрабатывает конструкторское бюро «Айсберг». Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. «Арктика» и ее «одноклассники» работали в океане, а «Таймыр» и однотипный с ним «Вайгач» благодаря малой осадке могли заходить в реки, где они встречали караваны судов для проводки по Северному морскому пути. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет. Водоизмещение судна составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Скорость ледокола — до 22 узлов (41 километр в час) по чистой воде. При проводке судов он сможет преодолевать лед толщиной до 2,9 метра. Первое судно проекта 22220 — атомный ледокол «Арктика» — было спущено на воду в 2016 году, а годом позднее на воду спустили судно «Сибирь», в 2019 году спустили на воду «Урал», а 2020 году «Арктику» официально включили в состав флота. «Якутия» была заложена на Балтийском заводе в конце мая 2020 года, спущена на воду 22 ноября 2022 года, а строительство планируется закончить в декабре 2025 года. Предполагаемый срок службы ледокола — 40 лет. На том же Балтийском заводе в 2018 году была построена плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» с двумя реакторами электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой — до 150 мегаватт. Сейчас она обеспечивает теплом и электроэнергией Чукотку.