Итальянцы приступили к испытаниям активного ротора

Лопасть с системой активного ротора

UK Aerospace Technology Institute

Итальянская компания Leonardo Helicopters приступила к наземным испытаниям нового несущего винта для вертолетов, выполненного по технологии активного ротора. Как пишет Aviation Week, проверки займут несколько месяцев, после чего разработчики установят новые лопасти несущего винта на вертолет AW139 и приступят к их летным испытаниям. Первый полет запланирован на лето текущего года.

Воздушные винты вертолетов создают сильный шум, делающий невозможным их использование вблизи жилых поселений. Кроме того, ротор очень сложно точно уравновесить, что вкупе с разными по плотности воздушными слоями, встречающими во время полета, приводит к сильным вибрациям. Такие вибрации хотя и гасятся специальным устройством, все равно сокращают ресурс несущего винта.

Система активного ротора, разрабатываемая Leonardo Helicopters, позволит устранить некоторые недостатки несущих винтов вертолетов. В частности, на лопасти нового винта установлены небольшие «закрылки». Предполагается, что колебания лопастей воздушного винта при вращении будут гаситься отклонением «закрылков». Эти же элементы будут использоваться для компенсации кренящего момента ротора.

По оценке итальянской компании, система активного ротора позволит снизить вибрации несущего винта по меньшей мере на 90 процентов. Эта же система позволит повысить максимальную скорость вертолета на десять процентов. При этом будет существенно оптимизирована работа ротора и двигателя на многих режимах полета, включая и крейсерский горизонтальный.

Разработка активного ротора ведется итальянской компанией в рамках общеевропейской программы Clean Sky, предполагающей создание новых типов вертолетов. Эти вертолеты должны отличаться от существующих машин большей экономичностью и экологичностью. Кроме того, они должны быть более тихими.

Leonardo Helicopters, помимо активного ротора, в рамках программы Clean Sky занимается созданием рулевого винта вертолета с электрическим приводом. Такое решение позволит существенно облегчить конструкцию летательного аппарата за счет отказа от системы карданных валов и промежуточных редукторов, необходимых для привода рулевого винта от редуктора несущего.

Электрический рулевой винт будет полезным, например, на транспортных вертолетах и вертолетах для медицинской эвакуации. На время погрузки на земле летчики смогут останавливать рулевой винт, не останавливая несущий. Это сделает процесс погрузки безопаснее, а взлет после ее завершения — быстрее.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.