Нейробиологи из Университета Пенсильвании в США объяснили, каким образом человеческий мозг решает, стоит ли делиться полученной информацией. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Обмен информацией в интернете играет важную роль в современном обществе, определяя, как будут распространяться новости и идеи, а также какое влияние они окажут на читателей. Каждый день пользователи пишут около четырех миллиардов сообщений в Facebook, 500 миллионов постов в твиттере и 200 миллиардов сообщений по электронной почте, что подчеркивает важность этих каналов коммуникации. Между тем, не всей информацией пользователи делятся одинаково охотно: в то время как одни сообщения становятся «вирусными», другие не получают большой популярности. При этом на сегодняшний день почти нет исследований, позволяющих с точки зрения психологии и нейробиологии предсказать вероятность того, что человек поделится той или иной информацией.
Авторы новой работы предположили, что желание поделиться информацией зависит от двух ключевых компонентов: ее ценности для читателя и ее ценности для общества. В первом случае индивид определяет, насколько она соотносится с его личным опытом или с тем, кем он хотел бы быть, а во втором — насколько она будет интересна окружающим и что другие подумают о нем. Исходя из этого ученые на основе прошлых исследований выделили в головном мозге области, которые должны быть связаны с желанием поделиться сообщением: медиальную префронтальную кору, кору задней части поясной извилины, предклинье, височно-теменной узел и правую верхнюю височную борозду.
Затем нейробиологи провели эксперимент, в ходе которого они с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии следили за активностью вышеупомянутых областей мозга у 80 добровольцев. Участников эксперимента просили прочитать заголовки и краткие описания статей на медицинские темы из онлайн-версии газеты The New York Times, а потом решить, будут ли они репостить у себя в Facebook. Параллельно ученые сравнивали результаты эксперимента с тем, сколько раз реальные читатели поделились этими заметками.
Выяснилось, что статьи, которые вызывали наибольшее усиление активности в «ценностных» областях мозга у испытуемых, были также наиболее популярны и среди обычных читателей The New York Times. При этом участники исследования не входили в основную целевую аудиторию газеты — они были студентами в возрасте 18–24 лет. Полученный результат согласуется с предположением, что человек во многом учитывает важность информации для остальных членов общества. Кроме того, эксперимент показал, что одновременно активируются области мозга, связанные как с индивидуальными ценностями, так и с общественными. Следовательно, человек принимает во внимание все потенциальные последствия обмена информацией.
Кроме того, ученые также сравнили предсказательную силу мозговой активности с предсказательной силой желания поделиться сообщением, которую испытуемые оценивали самостоятельно, и оказалось, что в некоторых случаях она предсказывает «вирусность» статей даже лучше, чем осознанное намерение.
«На практике это означает, что если вы создадите сообщение, которое объяснит читателю, почему, поделившись им, он будет выглядеть лучше в глазах других или каким образом оно улучшит его отношения с окружающими, то это повысит вероятность того, что он действительно сделает репост», — комментирует автор работы.
Недавно ученые объяснили, как социальные сети и репосты друзей могут искажать наше представление о реальности. По их словам, «расшаривая» сообщения друзей и «отписываясь» о тех, чьи мнения отличаются от наших, мы оказываемся в «эхокамере», которая позволяет дезинформации распространяться внутри группы с огромной скоростью. Кроме того, политологи недавно обнаружили, что комментарии на Facebook способны повлиять на мнение избирателей по поводу кандидатуры того или иного политика.
Кристина Уласович
Организаторы «Шнобелевской премии» (The Ig Nobel Prize) объявили лауреатов 2017 года. Жюри отметило исследования по реологии и гидродинамике котов, о пользе диджериду при храпе, влиянии крокодилов на отношение к риску и другие, не менее важные научные работы. Полный список лауреатов и запись церемонии, состоявшейся в театре Гарвардского университета, выложен на сайте премии.