Квантовая связь защитит беспилотные автомобили от хакеров

Российский квантовый центр совместно с итальянскими компаниями Interactive Fully Electrical Vehicles (I-FEVS) и Istituto P.M. сообщили о планах по разработке системы защищенной квантовой связи для электромобилей. Краткая информация опубликована на сайте РКЦ.

Развитие технологий беспилотных автомобилей, а также разработка технологий связи машин друг с другом и с инфраструктурой дорожной сети (v2v, v2i), приводит к тому, что некоторые автомобили уже сегодня сильно зависят от надежности каналов связи. Однако любая линия связи потенциально уязвима, и если злоумышленник получит доступ к базовым органам управления автомобиля удаленно, это может привести к различным последствиям, от угона до умышленно создаваемого ДТП со смертельным исходом.

Для того, чтобы предотвратить возможность перехвата линии связи со стороны злоумышленников, предлагается использовать квантовое шифрование. В качестве платформы для разработки выбран городской электромобиль, разрабатываемый I-FEVS. Российский квантовый центр разработает для этого электромобиля систему защиты информации, а Istituto P.M. создаст для неё инженерные решения, других подробностей о проекте не сообщается.

Ранее РКЦ уже реализовал подобный проект, запустив межбанковскую линию квантовой связи. Квантовая линия позволяет сделать безопасной процедуру передачи ключа шифрования. Для этого используется квантовое распределение ключа, где информация о ключе — это характеристики единичных фотонов, такие как поляризация, фаза или форма волнового фронта. Если кто-то попытается перехватить информацию, измерив эти характеристики, то квантовое состояние фотонов будет нарушено и система сразу же распознает попытку взлома. Подробнее об устройстве первой в России линии межбанковской квантовой связи можно прочитать в материале N+1 «Выдергиваете и сжигаете».

Несмотря на то, что РКЦ и итальянские партнеры говорят о защите линий связи автомобилей следующего поколения, уязвимости достаточного серьезно влияют на безопасность эксплуатации автомобилей уже сегодня. Например, в прошлом году специалисты по информационной безопасности из лаборатории Keen смогли удаленно остановить движущуюся Tesla Model S, а исследователи из Центра передовых технологий Uber с помощью беспроводного соединения смогли получить доступ к различным подсистемам Jeep Cherokee, среди которых были климат-контроль, тормоза и рулевое управление. Fiat Chrysler Automobiles и Tesla отреагировали на предоставленную исследователями информацию и устранили уязвимости в программном обеспечении автомобилей.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» вышла в первый рейс