В классической теории мимикрии появился новый обманутый персонаж

Исследователи из Фрайбургского университета в Германии предложили новую гипотезу, объясняющую возникновение мимикрии у насекомых на примере хищных ос и мимикрирующих под них бабочек. Согласно гипотезе, бабочки мимикрируют под ос не только для того, чтобы обмануть хищников, избегающих поедания ос, но и для того, чтобы обмануть самих хищных ос, которые не нападают на представителей своего вида. Статья опубликована в журнале Ecology and Evolution.

Многие животные используют яркую предупреждающую окраску, сообщающую хищникам о том, что они способны защитить себя. Например, осы, вооруженные жалом, предупреждают об этом своей яркой желто-черной окраской. Хищники, запомнив связь такой окраски с опасным жалом, учатся избегать ос. Этим пользуются многие другие виды насекомых, которые мимикрируют под ос — то есть с разной степенью точности имитируют их окраску, чтобы избежать хищников.

Некоторые из мимикрирующих под ос насекомых имитируют окраску своих моделей чрезвычайно точно — настолько, что изучающие их энтомологи не могут отличить виды друг от друга. Один из примеров такой точной мимикрии — южноамериканские хищные осы из родов Mischocyttarus и Polybia и имитирующие их окраску «мирные» совки (бабочки) Pseudosphex laticincta из подсемейства Arctiinae.

Авторы новой статьи, наблюдая за хищными осами и имитирующими их совками в природе и экспериментально, заметили, что осы, охотящиеся на многих насекомых, включая других совок подсемейства

Arctiinae

, никогда не нападают ни друг на друга, ни на мимикрирующих под них совок

Pseudosphex

. Исходя из этого, авторы предположили, что мимикрия в этом случае могла возникнуть не только для защиты от хищников, привыкших избегать ос, но и для защиты от самих ос. Поскольку у «мирных» совок нет никаких способов защиты от ос, самый верный способ избежать их нападения — это притвориться самими осами.

Как отмечают авторы, предложенную ими гипотезу не следует рассматривать как альтернативную «классическому» объяснению мимикрии: по-видимому, эти два механизма дополняют друг друга. Однако силы отбора, приводящие к возникновению этих двух видов мимикрии, различаются. В первом, «классической» случае мимикрии отбор осуществляется хищниками, избегающими ос и мимикрирующих под них совок. А во втором случае (который авторы предлагают называть не мимикрией, а «маскарадом», отбор осуществляется самими осами, которые не убивают похожих на них бабочек.

Недавно энтомологи описали один из крупнейших в мире комплексов мимикрирующих друг под друга членистоногих, состоящий примерно из 140 видов. Такие «мимикрические комплексы» образуются, когда под насекомых с полезной защитной окраской (например, ос) мимикрируют сразу множество разных видов.

Шнобелевскую премию присудили за исследование жидкой природы котов и пользы диджериду при храпе