Экзопланета заставила звезду «вибрировать»

Астрофизики из Массачусетского технологического института впервые обнаружили пульсации звезды, которые были вызваны не другой звездой, а вращающейся вокруг нее экзопланетой. Работа опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Ученые ведут наблюдения за экзопланетами, которые находятся на короткопериодических орбитах, для того, чтобы понять, как они взаимодействуют со своими материнскими звездами. Так, исследователи могут изучить, как на планету влияют приливные силы или каким образом в ее атмосфере перераспределяется тепло, поступающее от звезды. В то же время, следы обратного влияния, как правило, менее заметны, так как экзопланеты сильно уступают по массе своим центральным светилам.

Авторы новой работы наблюдали за звездой HAT-P-2, расположенной в 400 световых годах от Земли в созвездии Геркулеса. Вокруг нее вращается гигантская экзопланета HAT-P-2 b, обнаруженная в 2007 году транзитным методом. Ее масса почти в 8 раз больше массы самой крупной планеты в Солнечной системе — Юпитера, и она всего лишь в 100 раз меньше своего солнца. Один оборот вокруг центральной звезды HAT-P-2 b совершает за 5,7 дней.

В ходе наблюдений астрофизики заметили, что каждые 87 минут яркость звезды HAT-P-2 едва заметно меняется. Эти пульсации, по мнению ученых, вызваны приливным взаимодействием между центральным светилом и экзопланетой, так как они возникают с частотой, кратной орбитальной частоте HAT-P-2 b (или скорости, с которой она «огибает» звезду). Каждый раз, когда планета подходит максимально близко к своему солнцу, ее гравитация заставляет верхние слои звезды расширяться и сжиматься, а после того, как небесные тела начинают отдаляться друг от друга, HAT-P-2 продолжает слегка «вибрировать». Ученые сравнивают подобный процесс с ударом в колокол.

Интересно, что ранее астрофизики уже наблюдали похожее явление, однако оно было характерно только для сверхмассивных двойных звезд. То, что звездные пульсации могут быть вызваны экзопланетой, удивило исследователей. По их мнению, HAT-P-2 b своим притяжением могла «подтолкнуть» материнскую звезду к пульсирующему состоянию (некоторые переменные звезды периодически меняют яркость из-за процессов, происходящих в их недрах), однако для того, чтобы полноценно объяснить этот феномен, необходимы дополнительные исследования.

Недавно астрономы обнаружили группу звезд, форма которых искажается из-за быстрой скорости вращения вокруг своей оси. Небесные тела оказываются приплюснутыми у полюсов, и, как замечают исследователи, по форме слегка напоминают тыкву.