Турецкая компания TUSAS Engine Industries занялась разработкой нового турбовального двигателя для перспективного многоцелевого вертолета T-625, сообщает Defense Aerospace. Новая силовая установка должна будет заменить на серийных вертолетах турбовальные двигатели LHTEC CTS800, разработанные британской компанией Rolls-Royce и американской Honeywell.
В настоящее время Турция не имеет турбовальных вертолетных двигателей собственной разработки. Сегодня в стране действует масштабная программа разработки и производства турбовальных и турбовентиляторных двигателей для перспективных вертолетов и самолетов различных классов. В частности, в стране планируется создать двигатели для перспективного турецкого истребителя TF-X.
Турбовальный двигатель представляет собой разновидность газотурбинной силовой установки, в которой турбина поделена на две части. Первая часть приводит в движение компрессор, а вторая — через редуктор различные агрегаты. Реактивного сопла турбовальные двигатели не имеют. Такие силовые установки используются на вертолетах, поскольку могут обеспечивать высокую мощность на валу.
Как ожидается, на разработку новой вертолетной силовой установки TUSAS потратит около восьми лет. Новый двигатель сможет развивать мощность до 1400 лошадиных сил (1044 киловатта). Основные параметры силовой установки пока не определены. Как ожидается, серийное производство силовых установок начнется в середине 2020-х годов.
Разработка многоцелевого двухдвигательного вертолета T-625 ведется с 2013 года. Первый полет машины запланирован на 2018 год, а начало серийного производства — на 2020 год. Масса новой машины составит около пяти тонн. T-625 станет первым серийным вертолетом, разработанным турецкими компаниями.
Сегодня в Турции выпускаются ударные вертолеты T129, также оснащенные двигателями LHTEC CTS800. Эта машина массой 2,4 тонны разработана на базе итальянского A129 Mangusta. Вертолет может развивать скорость до 270 километров в час и выполнять полеты на дальность до 561 километра. Машина вооружена 20-миллиметровой пушкой и оснащена четырьмя точками подвески для ракет и бомб.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.