Лисы взобрались на деревья для охоты на коал

Австралийские ученые впервые зарегистрировали у местных лис способность лазать по деревьям. Хищники занимаются этим ради охоты на детенышей коал и других живущих на ветвях животных. Работа принята к публикации в журнале Australian Mammalogy, с ее авторами побеседовал New Scientist.

Европейских рыжих лис (Vulpes vulpes) завезли в Австралию в середине XIX века для любительской охоты на них. Хищники быстро размножились и стали наносить серьезный ущерб популяциям местных наземных животных, таких как кроличьи бандикуты, валлаби и сумчатые муравьеды. Однако до сих пор считалось, что для древесных животных они опасности не представляют.

В середине 2016 года сотрудники Сиднейского университета проводили наблюдения за коалами в частных владениях на Ливерпульских равнинах примерно в 250 километрах к северо-западу от Сиднея. Наблюдения включали установку камер радом с питьевыми фонтанчиками, установленными на ветвях эвкалиптов, чтобы посмотреть, как ими пользуются животные.

При просмотре записей ученые обнаружили, что в кадр неоднократно попадали забравшиеся на деревья лисы. Владелец земель, где установлены фонтанчики, рассказал исследователям, что регулярно видит хищников на ветвях, и иногда они забираются на четырехметровую высоту. Непосредственных актов нападения камеры не зафиксировали, но лисы вынюхивали свежие следы посетивших поилки животных, что служит надежным признаком охотничьего поведения. Вода в поилках их не интересовала.

По словам одной из авторов работы Валентины Меллы (Valentina Mella), с наибольшей вероятностью лисы начали охотиться на коал и других древесных животных, поскольку они, в отличие от наземных млекопитающих, не привыкли к этим хищникам и не умеют от них защищаться. Кроме того, у эвкалиптов множество крепких ветвей, по которым удобно лазать. В Европе наблюдались лишь единичные попытки лис взобраться на дерево.

Исследователи выразили серьезную обеспокоенность результатами наблюдений. «Лисы любопытны, проворны и легко приспосабливаются к обстоятельствам. Это ужасная комбинация для эндемичных австралийских животных», — пояснила Мелла.

Австралия сталкивается с проблемой инвазивных видов на протяжении всей истории колонизации европейцами. Наиболее известным примером служат кролики, у которых на континенте практически не оказалось естественных врагов. В 1950-х годах власти страны уменьшили популяцию кроликов, заразив их возбудителем миксоматоза. Однако за 70 лет животные и патогены приспособились друг к другу — у первых повысилась устойчивость к заражению, а вторые стали вызывать более мягкую форму заболевания.

Серьезную проблему представляют также сазаны (европейские карпы) и золотые рыбки, активно размножающиеся в австралийских водоемах и вытесняющие эндемичные виды пресноводных животных и растений. Власти страны запустили программу по уничтожению сазанов высоковирулентным герпесвирусом, однако ученые предупредили их о высокой вероятности неблагоприятных последствий подобной инициативы. Программы по борьбе с одичавшими золотыми рыбками, которые благодаря обилию корма достигают массы в 1,9 килограмма, пока не разработано.

Исследователи из Университета Лунда (Швеция) проанализировали эффективность методов сокращения выброса парниковых газов индивидуальными домохозяйствами, которые обычно рекомендуют официальные источники для снижения углеродного следа отдельным человеком. Оказалось, что большинство популярных рекомендаций касательно экологии, представленных в том числе в школьных учебниках, относительно неэффективны. Самыми действенными методами в борьбе с парниковыми газами оказались отказ от автомобиля, авиаперелетов, отказ от мяса и снижение количества детей в семье. Работа опубликована в журнале с открытым доступом Environmental Research Letters.