Крупнейший авиадвигатель превратили в электростанцию

Американская компания General Electric разработала мощную газотурбинную электростанцию, основу которой составил выпускаемый серийно турбовентиляторный реактивных двигатель GE90-115B. Об этом пишет корпоративный блог GE Reports. Использованная для создания электростанции силовая установка является крупнейшим в мире авиадвигателем, диаметр вентилятора которой составляет 3,3 метра.

Газотурбинные электростанции строятся с 1950-х годов. В них используются газотурбинные установки, по своей конструкции аналогичные реактивным двигателям. Такие установки обычно через редуктор связаны с генератором. Мощности современных станций в зависимости от целей использования может составлять от нескольких десятков киловатт до нескольких сотен мегаватт.

Обычно газотурбинные электростанции используются для обеспечения электричеством предприятий, расположенных в труднодоступных местах. В частности, такие станции, совмещенные с системой отопления, используются на различных месторождениях. Как правило, в их конструкции используются газотурбинные установки, разработанные специально для них.

Новая газотурбинная электростанция получила обозначение LM9000. Ее электрическая мощность составляет 65 мегаватт. Станция может обеспечивать электричеством до 6,5 тысяч домов. После пуска станция способна выходить на полную рабочую мощность в течение 10 минут. GE спроектировала новую станцию для обеспечения электричеством заводов по производству сжиженного природного газа.

Использовать серийный турбовентиляторный двигатель в составе электростанции компания решила, потому что это позволяет существенно снизить ее стоимость. Кроме того, силовая установка, разработанная для соответствия жестким авиационным стандартам по уровню шума, выбросам и потреблению топлива.

По оценке GE, по сравнению с сопоставимыми по мощности газотурбинными электростанциями LM9000 отличается на 20 процентов большей выработкой электроэнергии, способна в полтора раза дольше работать без остановки для обслуживания и выбрасывает на 40 процентов меньше различных вредных веществ. Как ожидается, первая серийная LM9000 начнет работать в первой половине 2019 года.

Двигатель GE90-115B имеет в длину 2,9 метра и диаметр — 3,8 метра. Силовая установка может развивать тягу до 513,9 килоньютона. Такие двигатели серийно устанавливаются на различные версии пассажирских и грузовых самолетов семейства Boeing 777. В составе газотурбинной электростанции GE90-115B работает не на авиационном керосине, а на сжиженном природном газе.

С 2019 года семейство двигателей GE90 пополнится новой силовой установкой GE9X. После начала серийного производства этот двигатель станет крупнейшим в мире. Диаметр вентилятора GE9X составит 3,4 метра, а диаметр его воздухозаборника — 4,5 метра. Новая силовая установка сможет развивать тягу до 470 килоньютонов.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Робот на присосках поможет слабовидящим купить напиток в автомате

Он нажимает на кнопки сенсорных терминалов самообслуживания вместо пользователя

Инженеры разработали прототип устройства, которое помогает слабовидящим пользователям взаимодействовать с сенсорными экранами терминалов и торговых автоматов. Небольшой вращающийся вокруг своей оси робот под названием Toucha11y с камерой и выдвижным стилусом прикрепляется к экрану и распознает интерфейс, после чего передает информацию на смартфон пользователя. В результате пользователь, используя встроенные функции помощи смартфона выбирает нужные команды, а робот нажимает за него на соответствующие элементы интерфейса. Доклад представлен на конференции Conference on Human Factors in Computing Systems 2023. Многие торговые автоматы, терминалы самообслуживания и банкоматы сегодня оснащены сенсорными экранами. При этом они крайне редко оснащены голосовым управлением, что становится серьезным препятствием для слепых и слабовидящих — зачастую они не в состоянии воспользоваться устройствами без посторонней помощи. Инженеры из Мэрилендского университета во главе с Хуай Шу Пэном (Huaishu Peng) предложили способ решения этой проблемы в виде мобильного приложения и работающего с ним в паре небольшого робота под названием Toucha11y, который прикрепляется к экрану терминала. Робот массой 160 грамм оснащен тремя присосками для прикрепления к экрану терминала. Корпус может поворачиваться вокруг своей оси с помощью электромотора, а в верхней части размещена камера, наклоненная на 45 градусов вниз. Одноплатный компьютер Raspberry Pi Zero внутри отвечает за работу механики и за связь с сервером, на котором производятся вычисления. Чтобы начать работу с Toucha11y, пользователь закрепляет его на тачскрине терминала. После чего гаджет с помощью камеры делает три последовательных снимка с разницей 30 градусов. Эти фотографии загружаются на сервер, где происходит распознавание интерфейса с помощью алгоритмов компьютерного зрения и сравнение с предварительно размеченными данными из базы, в которой собрана информация о наиболее часто встречающихся интерфейсах терминалов разных производителей. Исходя из этого определяются координаты робота относительно экрана интерфейса. Далее алгоритм на сервере формирует соответствующее меню и отсылает его на мобильное приложение пользователя, которое может озвучивать информацию, доступную на экране, и принимать команды от пользователя. После выбора пункта меню пользователем робот сам нажимает на соответствующую кнопку на экране с помощью выдвижного стилуса. Он представляет собой токопроводящий указатель, закрепленный на стальной рулетке. Рулетка выдвигается на нужную дистанцию из нижней части робота с помощью электромотора, и когда ее конец с указателем оказывается над нужным элементом интерфейса, он активируется с помощью электрического импульса. Таким образом, робот отвечает за физическое взаимодействие с экраном, в то время как пользователь взаимодействует со своим персональным устройством, которое уже содержит необходимые инструменты для помощи слабовидящим. https://www.youtube.com/watch?v=dqfhE42zB1I Для тестирования концепции и дизайна прототипа разработчики пригласили семь слабовидящих испытуемых. Используя робота, они должны были выполнить задание — заказать через интерфейс терминала самообслуживания определенный напиток с дополнительной опцией в виде заданного уровня сахара. Все участники исследования успешно справились с заданием со средним временем около 90 секунд. Из существующих проблем устройства, авторы доклада отмечают перекрытие нужных пунктов меню основанием робота и привязанность к базе данных. Первая проблема может быть решена простым изменением позиции робота или разработкой основания, которое могло бы взаимодействовать с сенсорным экраном. Вторая решается регулярным обновлением базы данных актуальными интерфейсами, либо использованием установленной на большей высоте дополнительной камеры, захватывающей весь экран. В отличие от установленных в общественных местах терминалов, возможностей для взаимодействия с персональными гаджетами у слепых и слабовидящих пользователей гораздо больше. Например, в 2020 году компания Google представила встроенную экранную клавиатуру TalkBack с брайлевым шрифтом для устройств для операционных систем Android.