В «копях царя Соломона» обнаружили оборонительные укрепления

Археологи из университета Тель-Авива нашли в долине Тимна на юге Израиля укрепленные ворота, которые располагались на территории древних медных копей. Здесь же ученые обнаружили загоны для скота и много хорошо сохранившихся органических материалов, датированных примерно X веком до нашей эры — временем правления библейских царей Давида и Соломона. Полное описание находок, сделанных еще в 2014 году, приводится в недавнем исследовании, опубликованном в номере Journal of Archaeological Science: Reports, также о нем сообщает пресс-релиз университета.

Медные месторождения в Тимне разрабатывались начиная с V или VI тысячелетия до нашей эры. В X веке до нашей эры месторождения находились на территории Идумейского (Едомского) царства, описанного в Ветхом завете и древнеегипетских источниках. Рядом с местом добычи находились медеплавильные печи. Руду добывали здесь до VII века нашей эры, пока запасы меди практически не истощились.

Древние копи были обнаружены в 1934 году американским археологом Нельсоном Глюком (Nelson Glueck). Он датировал находку X веком до нашей эры и назвал их «копями царя Соломона». После этого археологи разных стран периодически проводили здесь раскопки. Израильские археологи начали исследовать месторождения в Тимне в 2012 году. Двумя годами позже они нашли на территории одного из медеплавильных производств, расположенного на холме, укрепленные ворота, а рядом с ними — загоны для скота. Здесь же исследователи обнаружили куски руды, керамические черепки, а также хорошо сохранившиеся за 3000 лет в сухом климате семена и пыльцу растений, кости и помет домашних животных (ослов и, вероятно, быков) и куски ткани и веревок.

По мнению исследователей, находки свидетельствуют о том, что животных, продукты и воду, необходимую для производства и для выживания людей, доставляли в Тимну издалека, возможно, с побережья Средиземного моря или из Иудеи. Долина находится в пустыне, ближайший источник пресной воды находился более чем в 15 километрах, а дождей здесь практически нет. Поэтому выращивать сельскохозяйственные культуры и разводить скот вблизи месторождения было невозможно. Тем не менее ученые обнаружили кости фиников, оливок, фисташек и инжира, семена злаковых неизвестного происхождения и даже рыбные кости. Эти находки, а также многочисленные артефакты, связанные с медеплавильным производством, свидетельствуют о том, что здесь жили только квалифицированные мастера, занимавшиеся выплавкой. Они относились к элите тогдашнего общества и могли позволить себе питаться фруктами и рыбой. Рабочие, занятые в горнорудном производстве, по-видимому, жили в другом месте.

Важная роль отводилась животным — ослам и быкам, которые не только использовались при производстве медных изделий, но и служили вьючными животными, без которых торговля была бы невозможна. Как показал анализ помета, найденного в загонах, животных кормили сеном и виноградным жмыхом; это говорит о том, что их высоко ценили и ухаживали за ними.

Авторы статьи считают, что найденные укрепленные ворота были частью защитных сооружений. Исследователи не нашли доказательств того, что здесь велись активные боевые действия. Но о том, что на холме находились укрепления, свидетельствуют сохранившиеся по периметру холма остатки стен, а единственная удобная тропинка на холме ведет к воротам. Медь в то время была основным металлом, из которого делали оружие и орудия труда; выплавка меди была одним из самых выгодных производств. Неудивительно, что правители окрестных государств были не прочь прибрать к рукам месторождения в Тимне. В Ветхом завете рассказывается о битве войск царя Давида и едомитов недалеко от копей и о том, как иудеи разместили в долине военный гарнизон. И хотя ученые оспаривают достоверность событий, описанных в Ветхом завете, по словам руководителя раскопок и ведущего автора статьи, доктора Эреца Бен-Иосифа, в данном случае результаты археологов не противоречат древним сказаниям.

Ранее группа под руководством Бен-Иосифа сообщала о находке в копях Тимны остатков льняных и шерстяных тканей, датированных примерно X веком до нашей эры. Судя по выделке и узорам, это были дорогие ткани, которые, вероятно, носили квалифицированные мастера-плавильщики.

Понимание работы СМИ снизило склонность к теориям заговора