В США отреставрируют телескоп первооткрывателя Плутона

Обсерватория Лоуэлла, расположенная в американском штате Аризона, сообщила о запуске проекта по реставрации телескопа, с помощью которого был открыт Плутон.

13-дюймовый (33-сантиметровый) астрограф — телескоп, предназначенный для фотосъемки небесных тел — был создан в 1920-х годах для поиска гипотетической «Планеты Х», которым занимался основатель обсерватории Персиваль Лоуэлл. Сотрудник обсерватории Клайд Томбо с 1929 года проводил съемку созвездия Близнецов, где, по расчетам Лоуэлла, должна была находиться неизвестная планета. Сравнивая сделанные в разное время фотографии, астроном в 1930 году обнаружил небесное тело, впоследствии названное Плутоном (до 2006 года он считался девятой планетой Солнечной системы, после чего был переклассифицирован как карликовая планета). Помимо этого Томбо открыл новую комету, несколько переменных звезд и множество астероидов.

За 90 лет эксплуатации некоторые части астрографа пришли в негодность, и весь прибор стал нуждаться в чистке и покраске. Кроме того, деревянный купол, в котором он находится, местами прогнил.

В ходе реставрации, которая начнется 12 января и займет год, все эти проблемы планируется устранить. Телескоп на этот срок извлекут из купола. Помимо необходимого ремонта здание получит новую защиту от погодных условий, а внутри него помимо астрографа разместится новая образовательная экспозиция. В 2016 году обсерваторию Лоуэлла посетили около 100 тысяч человек.

По словам директора обсерватории Джеффа Холла (Jeff Hall), стоимость работ составит 155 тысяч долларов. Все эти средства были собраны в виде грантов и пожертвований.

Два года назад был отреставрирован первый телескоп обсерватории Лоуэлла — 24-дюймовый (61-сантиметровый) рефрактор, установленный в 1896 году. Он используется в образовательных целях, поскольку для научных уже устарел. Оба инструмента были изготовлены компанией Alvan Clark and Sons в Кембридже, штат Массачусетс.

Обсерватория Лоуэлла — крупнейшая частная обсерватория в США, основанная в 1894 году. Включена в список национальных исторических памятников США. В настоящее время она располагает 12 телескопами. Помимо открытия Плутона, сотрудники обсерватории измерили лучевые скорости шаровых скоплений и спиральных туманностей, обнаружили кольца Урана и молекулярный кислород на спутнике Юпитера Ганимеде, вычислили орбиты спутников Плутона Никты и Гидры, а также изучили периодические изменения интенсивности выброса газа и пыли кометой Галлея.

Энергетика в космосе