Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания модели среднего транспортного двухфюзеляжного самолета. Согласно сообщению института, испытания прошли успешно и помогли оценить характеристики модели перспективного летательного аппарата.
В самолете большую часть подъемной силы создает крыло, однако некоторый вклад вносят и другие элементы, в том числе фюзеляж. Двухфюзеляжная схема позволяет несколько улучшить аэродинамические характеристики самолета. Кроме того, она позволяет получить больше полезного пространства внутри летательного аппарата.
Новый российский двухфюзеляжный самолет разрабатывается в рамках госпрограммы развития авиационной промышленности, рассчитанной до 2025 года. Во время испытаний модели самолета в аэродинамической трубе были имитированы несколько различных условий, включая полет вблизи экрана на скорости воздушного потока до 180 километров в час.
По данным института, эксперимент показал, что двухфюзеляжный транспортный самолет имеет те же аэродинамические характеристики, что и сопоставимый по грузоподъемности однофюзеляжный самолет с высокорасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. При этом двухфюзеляжный аппарат имеет меньшие продольные габариты и массу конструкции.
Проект перспективного двухфюзеляжного самолета предусматривает создание транспортного летательного аппарата с грузоподъемностью до 40 тонн. Разработчики полагают, что такая схема летательного аппарата позволит быстрее производить погрузку и выгрузку грузов.
Двухфюзеляжные самолеты (не следует путать их с двухбалочными) в истории авиации довольно редки. По такой схеме в 1943 году был выполнен немецкий истребитель Bf. 109Z. Он представлял собой объединенные вместе два истребителя Bf.109. Во второй фюзеляж планировалось устанавливать топливный бак для увеличения дальности полета.
В 1945 году в США первый полет совершил истребитель F-82 Twin Mustang. Он представлял собой соединенные крылом истребители P-51 Mustang. Боевой самолет планировалось использовать в качестве дальнего эскорта бомбардировщиков. Сегодня по двухфюзеляжной схеме выполнен самолет Model 348 White Knight Two, предназначенный для запуска космического корабля SpaceShipTwo.
Василий Сычёв
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.