Транквилизаторы ускорили миграцию лососей

Исследователи из Университета Умео показали, что воздействие транквилизаторов на атлантического лосося (Salmo salar) вызывает ускорение миграции. Это не только ведет к заключению, что миграционное поведение рыб определяется их психическим состоянием, но и в очередной раз подчеркивает опасность загрязнения воды лекарствами для сохранения биологических видов. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Миграция лосося является одним из самых широко исследованных явлений в рыбном хозяйстве. Экологические факторы, заставляющие животных менять привычную среду обитания и отправляться на поиски «приключений» рассмотрены подробно, однако нейробиологические механизмы такого поведения по-прежнему изучены плохо.

Перемещение из пресноводных мест в морскую воду — важный и необходимый шаг в жизни каждого молодого лосося: молодняк покидает речную «колыбель», чтобы вырасти в море и затем вернуться назад для нереста. Понимание того, каким образом происходит регуляция перемещений и почему миграционные картины для рыб в одинаковых экологических условиях отличаются, могло бы помочь в восстановлении популяций лососей, которая в Атлантике снижается на протяжении десятилетий.

Для ответа на вопрос, до какой степени на решение молодняка мигрировать влияет ли когнитивная деятельность, ученые воздействовали на рыб препаратом оксазепамом, снижающим тревогу. Эксперимент проводился в два этапа. Сначала в лабораторных условиях следили за скоростью перемещения рыб из одной части бассейна в другую, затем в «полевых» условиях с помощью маленьких вживляемых электронных чипов ученые наблюдали, как быстро рыбы перемещаются из реки в ее притоки.

Оксазепам — «частый гость» в составе различных транквилизаторов, поэтому препарат можно обнаружить в сточных водах и реках в урбанизированной местности. Предыдущие исследования показали, что этот препарат вызывает снижение беспокойства у рыб, а тревога в естественных условиях может уменьшать интенсивность миграции.

В обоих экспериментах — в лаборатории и в поле — молодняк, подвергшийся воздействию оксазепама, перемещался быстрее остальных лососей, причем скорость спадала со временем, пропорционально выведению препарата из организма рыб.

Таким образом, можно говорить о том, что миграция регулируется психической деятельностью деятельностью животного и зависит от внутреннего состояния организма, а не является строго заданной автоматической поведенческой программой. Кроме того, результаты эксперимента показывают, что антропологическое загрязнение воды фармацевтическими препаратами несет в себе дополнительную угрозу для сохранения видов.

Изучение миграций помогает не только в сохранении видов, но и объясняет различные морфологические особенности животных. Например, у бабочек-монархов размер крыльев зависит от региона проживания и потребности в миграции.

Екатерина Жданова