Потерянный «Бигль-2» мог работать сто дней после посадки

Посадочный модуль «Бигль-2», который был отправлен на Марс для поисков жизни и так и не вышел на связь, предположительно раскрыл три солнечные панели из четырех, сообщает пресс-релиз на сайте Университета Де Монтфорта. Более того, он мог собирать научные данные в течение нескольких сотен дней после приземления. К такому выводу пришли ученые из Университета Де Монтфорта и Лестерского университета на основе анализа блеска межпланетной станции на снимках, сделанных Mars Reconaissance Orbiter.

Посадочный модуль «Бигль-2» предназначался для поисков жизни на Красной планете. В июне 2003 года он был запущен в космос вместе с аппаратом Mars Express и уже в декабре успешно отделился от него. Однако во время посадки связь с «Биглем-2» пропала, и в течение последующих 12 лет исследователи безуспешно пытались выяснить, что именно произошло с аппаратом. Установить место посадки потерянного модуля удалось только в конце 2014 года, когда Mars Reconnaissance Orbiter прислал на Землю серию из восьми снимков, на которых было запечатлено маленькое белое пятно, оказавшееся «Биглем-2». Качество изображений не позволило детально его разглядеть, однако ученым удалось увидеть, где лежит космический аппарат, парашют, который должен был смягчить посадку, и защитный экран.

С тех пор исследователи неоднократно пытались с помощью снимков выяснить, почему посадочный модуль не вышел на связь. Одна из гипотез ученых заключалась в том, что не все солнечные панели «Бигля-2» полностью раскрылись (а передавать информацию он мог только при условии раскрытия всех «лепестков»), однако подтвердить или опровергнуть ее было трудно из-за недостаточно высокого разрешения фотографий. Однако авторы новой работы решили эту проблему, создав несколько компьютерных моделей «Бигля-2» и поместив их на виртуальный Марс.

В основе нового исследования ученых лежит идея о том, что фотографии «Бигля-2» были сделаны при разном угле солнечного освещения, а значит, свет от деталей модуля должен был тоже отражаться по-разному на всех снимках. Поэтому исследователи решили сопоставить отражение света от космического аппарата на реальных снимках с отражением света, которое будет получено на «виртуальных» изображениях «Бигля-2» при разных углах падения света, и таким образом определить, сколько солнечных панелей в итоге развернулось.

Ученые создали компьютерную модель «Бигля-2» и поместили ее виртуальную поверхность Марса. Они смотрели, как будет меняться отражение света под разными углами падения, при условии, что будут раскрыты две, три или четыре солнечные панели. Сравнение полученных снимков с реальными фотографиями показало, что «Бигль-2», скорее всего, раскрыл только три «лепестка», однако сценарий с четырьмя раскрытыми панелями тоже возможен.

Авторы работы говорят о том, что их исследование подтверждает, что системы входа в атмосферу, спуска и посадки сработали корректно. Кроме того, ученые предполагают, что первое время космический аппарат мог сохранять свою работоспособность. «Он мог работать в течение сотен дней в зависимости от того, как много пыли оседало на панелях , и от того, сдували ли „пылевые дьяволы“ ее. Существует вероятность, что Beagle 2 до сих пор работает, но она очень мала, и я сомневаюсь в этом», — комментирует один из исследователей.

Недавно исследователи потеряли связь с другим космическим аппаратом, «Скиапарелли», который был в этом году также отправлен на Марс с целью поиска следов жизни на планете. По словам экспертов, он успешно вошел в верхние слои атмосферы и его тепловой щит, предназначенный для торможения об атмосферу, отработал согласно плану. Однако затем, по мнению ученых, из-за сбоя в программном обеспечении парашют, который должен был снизить скорость полета «Скиапарелли», был отстрелен несколько раньше, чем было запланировано. На следующем этапе полета торможение должны были выполнять реактивные двигатели, но вместо планируемых нескольких десятков секунд они проработали лишь три секунды и отключились, так как электроника аппарата предположила, что он достиг поверхности. В результате зонд свободно упал с высоты двух-четырех километров.