Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского в ближайшее время приступит к ресурсным испытаниям композитного стабилизатора перспективного российского пассажирского самолета МС-21. Согласно сообщению института, в испытаниях будет использовано новое оборудование, которое позволит сократить время проверок вдвое — с обычных пяти до двух с половиной лет.
Ресурсные испытания — один из обязательных этапов проверки новых образцов авиационной техники. Они позволяют определить надежность и долговечность различных элементов конструкции новых летательных аппаратов, сопоставить полученные результаты с расчетными данными и определить гарантированный ресурс техники.
Во время ресурсных испытаний в лаборатории при помощи специальных систем воспроизводятся все внешние воздействия, с которыми та или иная конструкция будет сталкиваться во время эксплуатации, включая циклические и динамические нагрузки. Обычно такие испытания занимают несколько лет, причем срок в значительной степени зависит от сложности и массивности конструкции.
Для испытания стабилизатора — неподвижной части хвостового горизонтального оперения самолета — будет использоваться многоканальная система нагружений, разработанная ЦАГИ и итальянской компанией Atos. Основные нагрузочные элементы этой системы унифицированы и могут использоваться для испытания конструкции самолетов разных типов. Например, ее уже задействовали в испытаниях Ил-76МД-90А и SSJ-100LR.
Новая система позволит воспроизвести все типы переменных нагрузок, которые будут действовать на стабилизатор во время обычной эксплуатации. В общей сложности оборудованием будут имитированы 60 тысяч полетов. Это в три раза больше расчетного обычного ресурса стабилизатора МС-21. Другие подробности о предстоящих испытаниях не уточняются.
Помимо стабилизатора в МС-21 проводятся статические испытания фюзеляжа лайнера МС-21. Основной целью этих испытаний является определение предельных прочностных характеристик конструкции самолета. По их итогам будет приниматься решение о допуске пассажирского самолета к летным испытаниям.
Создание МС-21 ведется с первой половины 2000-х годов. В зависимости от конфигурации российский лайнер сможет перевозить от 150 до 210 пассажиров. Дальность его полета составит более пяти тысяч километров, а скорость полета — около 870 километров в час. Одна из комплектаций МС-21 получит новые двигатели ПД-14, первые за последние почти 30 лет новые российские силовые установки.
В своем классе лайнер получил самый широкий фюзеляж. Его ширина составляет 4,06 метра. МС-21 является первым в мире узкофюзеляжным пассажирским самолетом с крылом, выполненным из композиционных материалов. Мы уже писали о том, как делают композитное крыло МС-21 и какое оборудование получит новый лайнер.
Василий Сычёв
Власти США разрешили SpaceX использовать терминалы связи Starlink в движении. Это позволит применять их в самолетах, судах, автомобилях и в другом транспорте. Аналогичное разрешение получила компания Kepler Communications.