Китайская авиастроительная корпорация COMAC на авиасалоне China Airshow 2016 в Чжухае показала модель перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета C929, создаваемого совместно с российской Объединенной авиастроительной корпорацией. Об этом сообщает Flightglobal.
Традиционно на мировом рынке широкофюзеляжных пассажирских самолетов доминируют американский авиастроительный концерн Boeing и европейский Airbus. Разработчики позиционируют новый лайнер в качестве конкурента пассажирским самолетам Boeing 777 и A330, наиболее популярным среди авиаперевозчиков моделям.
Традиционно СССР, а позже Россия, на разработке и производстве дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов не специализировались. В 1988 году был разработан первый советский лайнер такого класса — Ил-96. Его производство ведется с 1993 года. Всего выпущено 29 Ил-96. Их используют специальный летный отряд «Россия» и кубинская авиакомпания Cubana. В настоящее время летают всего 16 Ил-96.
Предварительное соглашение о разработке российско-китайского самолета C929 было подписано в 2014 году, а основной договор — в июне 2016 года. В настоящее время стороны занимаются проектированием лайнера, который в первую очередь будет поставляться российским и китайским авиаперевозчикам, а затем и третьим странам.
По предварительной оценке, C929 будет рассчитан на перевозку до 280 пассажиров на расстояние до 12 тысяч километров. Лайнер планируется оснастить двумя турбовентиляторными реактивными двигателями тягой до 345 килоньютонов. Не исключено, что на позднем этапе C929 будет оснащен новым российским двигателем ПД-35.
Для сравнения, лайнер A330 в зависимости от версии рассчитан на перевозку от 246 до 300 пассажиров на расстояние до 13,5 тысячи километров. Лайнер может выполнять полеты на скорости до 0,82 числа Маха. Самолет оснащается тремя типами двигателей американских компаний General Electric и Pratt & Whitney и британской Rolls-Royce.
Первый полет российско-китайского C929 запланирован на 2022 год, а поставка первых серийных лайнеров заказчикам — на 2025-2027 годы. Производство лайнера будет вестись в пригороде Шанхая рядом с производственной линией перспективного китайского узкофюзеляжного пассажирского лайнера C919.
Сегодня Россия и Китай ведут несколько совместных проектов, в том числе и в области авиационной техники. В частности, стороны занимаются совместным созданием тяжелого транспортного вертолета AHL. Эта машина создается исключительно для Китая и третьих стран; российская сторона в проекте выступает лишь подрядчиком.
Максимальная взлетная масса AHL составит 38,2 тонны. Вертолет сможет выполнять полеты на скорости до 300 километров в час на расстояние до 630 километров. Предельная высота полета AHL составит 5,7 тысячи метров. По предварительным данным, вертолет получит два двигателя Д-136, выпускаемых украинской компанией «Мотор-Сич».
Василий Сычёв
Это показали популяционные данные более чем за 16 лет
Американские исследователи обнаружили, что во время проведения моторалли в близлежащих регионах число количество трансплантаций органов возрастает примерно на четверть по сравнению с четырехнедельным периодом до и после этих спортивных мероприятий. Отчет о работе опубликован в JAMA Internal Medicine. Смерти в авто- и мотоавариях служат одним из основных источников органов для трансплантации, в 2021 году в США их доля составила 11 процентов. Мотоциклисты, особенно без шлема, гибнут значительно чаще, чем автомобилисты. Ежегодно в стране проводится несколько крупных моторалли, известных как «недели байков», с сотнями тысяч участников. Учитывая масштаб подобных мероприятий и высокий риск травм, они создают повышенную нагрузку на локальные системы здравоохранения, значительно повышая статистику по травмам и смертности, однако влияние этих мероприятий на доступность органов для пересадки до сих пор не изучалось. Чтобы восполнить этот пробел, сотрудники Массачусетской больницы общей практики, Больницы Brigham and Women’s, Гарвардской медицинской школы, Техасского университета в Остине и Национального бюро экономических исследований под руководством Анупама Джены (Anupam Jena) провели популяционное ретроспективное одномоментное (поперечное, кросс-секционное) исследование с использованием данных из Научного реестра реципиентов транплантатов (SRTR), поставляемые Сетью получения и пересадки органов (OPTN). В анализ вошла информация по донорам органов в возрасте 16 лет и старше, погибщих в авто- и мотоавариях с марта 2005 по сентябрь 2021 года. Исследователи сопоставили эти данные с регионами OPTN, в которых проходили семь крупнейших ежегодных моторалли с участием от 200 тысяч до 500 тысяч человек: Sturgis Motorcycle Rally в Южной Дакоте, Daytona Bike Week во Флориде, Laconia Motorcycle Week в Нью-Гемпшире, Myrtle Beach Bike Week Spring Rally и Atlantic Beach Bikefest в Южной Каролине, Republic of Texas Biker Rally в Техасе и Bikes, Blues & BBQ в Арканзасе. Статистическую обработку проводили с помощью многопараметрической пуассоновской регрессии; для оценки различий в характеристиках доноров, реципиентов и самих органов применяли точный критерий Фишера для бинарных переменных и критерий суммы рангов Уилкоксона для непрерывных. В итоговый анализ вошли 10798 доноров (70,9 процента — мужчины; средний возраст 32,5 года) и 35329 реципиентов их органов (64 процента — мужчины; средний возраст 49,3 года). В даты проведения моторалли зарегистрированы 406 доноров и 1400 реципиентов, в течение четырех недель до и после этих мероприятий — 2332 и 7714 соответственно. Демографические и клинические характеристики доноров и реципиентов, уровень качества органов, тяжесть предшествующих заболеваний доноров и время ожидания трансплантации во время соревнований и в остальные дни существенно не различались. Анализ показал, что в период проведения моторалли среднесуточное число доноров органов в соответствующем регионе OPTN на 21 процент больше, чем в предшествующий и последующий четырехнедельные периоды (отношение частот [IRR] 1,21; 95-процентный доверительный интервал 1,09–1,35; p = 0,001). Разница в числе реципиентов этих органов составила 26 процентов (IRR 1,26; 95-процентный доверительный интервал 1,12–1,42; p < 0,001). Полученные результаты демонстрируют последовательную связь моторалли с донорством и пересадкой органов, что следует принимать во внимание трансплантологическим службам, пишут авторы работы и подчеркивают, что первоочередной задачей должно быть обеспечение безопасности подобных мероприятий и минимизация связанных с ними заболеваемости и смертности. О том, на какие ухищрения приходится идти организаторам гонок, чтобы избавить местных жителей от издаваемого ими шума, можно почитать в блоге «Тише едешь: об автогонках, физике и добром слове».