Немецкая компания Lufthansa Aerial Services провела испытания беспилотного мультикоптера, предназначенного для осмотра лопастей ветрогенераторов. Как пишет Aviation Week, во время испытаний аппарат произвел инспекцию ветряной электростанции, собранной немецкой компанией Nordex. Испытания прошли успешно.
Обычно для проверки ветрогенераторов используются бригады техников. На время проверки роторы останавливают, а затем техники с помощью оборудования для промышленного альпинизма перемещаются вдоль лопастей и тщательно осматривают их на предмет возможных повреждений. На осмотр одного стандартного ветрогенератора в среднем уходит 11-12 часов.
В Lufthansa Aerial Services полагают, что использование специальных дронов для проверки ветрогенераторов существенно сократит время простоя станций. Во время испытаний немецкие компании использовали обычный серийно выпускаемый мультикоптер, на который были установлены системы уклонения от столкновений и камеры с высоким разрешением съемки.
Во время осмотра оператор дрона проводил облет лопастей, в ходе которого аппарат фотографировал их поверхность. Затем полученные снимки использовались для фотометрического анализа, который позволяет находить повреждения. Снимки были сохранены в базе данных. При последующих проверках они будут использоваться для сравнения, благодаря чему можно будет точнее определять износ ветрогенератора.
Многие компании сегодня рассматривают возможность использования дронов для выполнения различных инспекционных задач. Например, в сентябре текущего года британские компании Blue Bear и Createc испытали разработанный ими мультикоптер Riser на списанном авианосце «Илластриус». Аппарат использовался для облета и осмотра внутренних помещений корабля на предмет возможных повреждений.
Для полета внутри авианосца беспилотник Riser был оснащен системой инерциальной навигации и цифрового картографирования. Аппарат также получил лидар, при помощи которого формировалась и карта для навигации аппарата, и трехмерное изображение внутренних помещений корабля. В перспективе дрон планируется использовать для осмотра кораблей, потерпевших аварию в море.
Василий Сычёв
Его скорость по вертикальным поверхностям достигает шести сантиметров в секунду
Инженеры разработали прототип гибридного орнитоптера, который может садиться и ездить по вертикальным поверхностям. Помимо четырех машущих крыльев он имеет два воздушных винта и гусеничный привод с клейкими лентами, который используется для движения по стенам. Статья с описанием разработки опубликована в журнале Research. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Свобода передвижения, доступная летающим насекомым, давно вдохновляет инженеров, разрабатывающих беспилотники. К примеру способность мух быстро переходить от маневренного полета к передвижению по вертикальной поверхности пытались реализовать создатели дрона SCAMP. Они оснастили квадрокоптер двумя ножками с металлическими коготками, с помощью которых дрон может передвигаться по стенам, цепляясь за мелкие неровности. В случае срыва, дрон быстро включает роторы, чтобы предотвратить крушение. Существуют и другие прототипы мультироторных дронов, со способностью садиться на стены, однако орнитоптеры (даже с ногами) до сих пор на стену садиться не умели. Инженеры под руководством Цзи Айхуна (Aihong Ji) из Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики разработали гибридный орнитоптер с небольшими вспомогательными воздушными винтами. Он может садиться на вертикальные поверхности, взлетать с них, а также передвигаться по ним, используя небольшой гусеничный привод с клейким покрытием и прижимную силу пропеллеров. Основную подъемную силу орнитоптера массой 135 грамм создают четыре машущих крыла, расположенные по X-образной схеме. Левая и правая пары крыльев приводятся в движение индивидуальными электромоторами. Изменяя независимо частоту их взмахов можно управлять беспилотником по оси крена. При полете на обычной скорости частота взмахов составляет 15 Герц, а максимально допустимая — 20 Герц. На носу и в хвосте орнитоптера расположены воздушные винты небольшого диаметра. В полете они генерируют дополнительную тягу, а также служат для управления по оси тангажа, отклоняя беспилотник вперед или назад. Ротор, установленный в хвосте, дополнительно имеет механизм управления вектором тяги — он может отклоняться с помощью сервопривода влево или вправо. Благодаря этому происходит управление орнитоптером по оси рыскания. В передней части аппарата установлен гусеничный привод, который используются для движения по вертикальным плоскостям. Ленты привода покрыты полидиметилсилоксаном, адгезивные свойства которого позволяют орнитоптеру удерживать сцепление с вертикальной поверхностью. При посадке на вертикальную поверхность орнитоптер сначала касается ее лентами привода, после чего изменяет уровни тяги хвостового и переднего роторов и переворачивается, прижав хвост к стене. Далее тяга роторов используется для создания прижимной силы. Так повышается сцепление и исключается возможное опрокидывание при движении. Взлет происходит в обратном порядке. Полный непрерывный переход воздух—стена—воздух происходит за 6,1 секунды. Прижимаясь к поверхности, гибрид может перемещаться по ней с помощью гусениц со скоростью до шести сантиметров в секунду. В экспериментах орнитоптер смог успешно сесть и прокатиться по стеклу, деревянной двери, мрамору, древесной коре, эластичной ткани и окрашенному листу металла. В воздухе на одной зарядке прототип может находиться около четырех минут и пролетать за это время около одного километра с максимальной скоростью 6,8 метров в секунду. https://www.youtube.com/watch?v=5st-wNxukTg В будущем разработчики планируют повысить сцепление гусеничного узла за счет добавки микрошипов в материал гусеничных лент. Также орнитоптеру добавят автономности — для этого его осностят сенсорами для самостоятельной навигации. Ранее другая команда инженеров, вдохновившись устройством крыльев жука-носорога, создала механическое крыло, которое может на короткое время складываться при ударе о препятствие, а затем вновь распрямляться за счет подвижного узла в верхней кромке. Миниатюрный орнитоптер с такими крыльями может продолжать стабильный полет, даже если его крылья ударяются об окружающие предметы.