Стало известно уточненное время посадки «Розетты»

На основании снимков, переданных «Розеттой» этой ночью, команда миссии назвала точное время столкновения аппарата с кометой — это произойдет в 13:38 по московскому времени. Также несколькими часами ранее инженеры отправили на аппарат ряд команд для управления камерой OSIRIS и ее ориентацией в пространстве. В 11:00, согласно плану миссии, были отправлены последние команды для научных инструментов. Скорость передачи данных между «Розеттой» и Землей сейчас составляет около 50 килобит в секунду, а задержка прихода сигнала — около 40 минут.

Связь с аппаратом сейчас ведется через 70-метровый радиотелескоп дальней космической связи, расположенный в Испании. По словам руководителя миссии, «Розетта» функционирует нормально.

Подготовка к управляемому столкновению аппарата с кометой началась еще в августе 2016 года. Так, для экономии энергии была отключена антенна, отвечавшая за связь со спускаемым аппаратом «Филы», а сама «Розетта» совершила несколько оборотов вблизи кометы, прежде чем удалиться на последнюю 23-километровую орбиту. Прошлой ночью ее двигатели включились на 208 секунд для того, чтобы перевести аппарат на траекторию столкновения с кометой. «Посадка» произойдет на скорости около двух километров в час. В результате связь аппарата с Землей прервется и он перейдет в безопасный режим, который отключит все передатчики «Розетты».

Интересно, что изначально такой режим не был предусмотрен в программном обеспечении аппарата — 28 сентября инженеры передали «Розетте» соответствующий «патч». Он использует специфическое состояние аппарата, в котором тот находился во время наземного тестирования.

Решение о столкновении «Розетты» с кометой Чурюмова — Герасименко было принято несколько месяцев назад. Аппарат получает очень малое количество солнечного света, необходимого для его солнечных батарей, — расстояние от кометы до Солнца сейчас превышает 500 миллионов километров. Управляемое столкновение позволит сделать ряд снимков рекордно высокого разрешения и получить новые данные о комете.

«Розетта» вышла на орбиту кометы в августе 2014 года. В ноябре того же года команда миссии предприняла первую в истории человечества попытку посадки зонда на поверхность кометы. Спуск «Филы» прошел почти успешно — аппарат оказался на поверхности кометы, но из-за отказа гарпунов и прижимного двигателя несколько раз отскочил. Тем не менее зонд «Филы» выполнил почти всю научную программу, которая была в него заложена.

Благодаря миссии «Розетты» ученые обогатили свои знания о кометах. Так, исследователи уверены, что комета Чурюмова — Герасименко возникла в ранней Солнечной системе и хранит в себе данные о том, в каких условиях возникали планеты. Космический аппарат исследовал структуру кометы и ее состав, найдя огромное количество органических и неорганических веществ. С научными результатами и наблюдениями, сделанными в рамках миссии, можно познакомиться на посвященной ей странице нашего сайта.

Энергетика в космосе