Исследователи из Делфтского технического университета построили беспилотный биплан, который способен осуществлять вертикальный взлет и посадку. Кратко о новом дроне рассказывает IEEE Spectrum.
Традиционные мультикоптеры способны вертикально взлетать и садиться, однако неэффективны при полетах на большие расстояния. Беспилотники самолетного типа эффективны для перевозки грузов на большие расстояния, но для таких дронов нужны специальные катапульты, требушеты или взлетно-посадочные полосы.
Разработчики грузовых беспилотников по-разному пытаются найти наиболее оптимальное промежуточное решение. Например, можно использовать отдельные двигатели для вертикального и горизонтального перемещения дрона или построить тейлситтер для вертикального взлета и посадки на хвост — это позволяет проектировать беспилотник самолетного типа с минимальными доработками.
Новый дрон, названный Delftacopter («Делфтакоптер»), представляет собой биплан-тейлситтер. В конструкции используется один маршевый двигатель и два маневровых, которые используются для стабилизации беспилотника в полете, а также в поворотах корпуса при взлете и посадке. Благодаря двум крыльям, отмечают разработчики, у беспилотника лучше маневренность и устойчивость при переходе от вертикального полета к горизонтальному. Дрон весит четыре килограмма, может провести в воздухе час и летает на расстояние до 60 километров.
В рамках соревнований Medical Express UAV Challenge, которые пройдут в Австралии в конце сентября, новый беспилотник будет испытан на автономном маршруте. Delftacopter пролетит 30 километров, приземлится в заданной точке на безопасном расстоянии от людей. После этого на борт погрузят образец крови и дрон должен будет самостоятельно вернуться на базу.
Delftacopter — не первый беспилотный тейлситтер. Ранее беспилотник, приземляющийся на хвост, представила швейцарская компания Wingtra. Беспилотный летательный аппарат под названием Wingtra 1 может перевозить груз весом до 500 граммов на расстояние до 60 километров. Среди полноценных самолетов схему «тейлситтер» впервые применила немецкая фирма Focke-Wulf — в 1944 году была завершена разработка конструкции и аэродинамические испытания модели, однако ни одного опытного образца так и не было построено. Позже подобные летательные аппараты испытывались в США в 50-х и 90-х, также самолет, построенный по такой схеме собираются испытать и в наши дни.
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.