Американская компания Raytheon занялась разработкой усовершенствований к перспективной Единой точной системе сближения и посадки (Joint Precision Approach and Landing System, JPALS), призванной облегчить летчикам посадку на авианосец. Как сообщает Defense Aerospace, доработанная система позволит садиться на палубу авианосца не только пилотируемым самолетам, но и беспилотным летательным аппаратам.
ВМС США в будущем намерены активно использовать палубные беспилотники, которые должны будут в автоматическом режиме выполнять взлеты и посадки. Прежде военные уже испытывали демонстраторы технологий палубных беспилотников X-47B UCAS-D, для которых требовалась установка на авианосцы дополнительного курсо-глиссадного оборудования.
Имеющиеся на американских авианосцах курсо-глиссадные и визуальные системы посадки не совместимы с цифровыми бортовыми системами беспилотников. Кроме того, для автоматической беспилотной посадки на корабль требуется гораздо больше данных, включая информацию о взаимном положении авианосца и аппарата, скорости и координатах в пространстве.
Новая система JPALS позволит выполнять посадку на авианосец нескольким типам самолетов, включая и машины, не оборудованные цифровыми системами. Полноценный обмен посадочной информацией система сможет вести с бортовым оборудованием палубных истребителей F-35C Lightning II и перспективными беспилотниками MQ-25 Stingray.
В состав JPALS входят системы GPS, относительной навигации и обмена информацией с заходящими на посадку самолетами. С истребителями, имеющими совместимое бортовое оборудование, и беспилотниками будет вестись автоматический обмен посадочной информацией. По оценке разработчиков, это позволит сократить промежутки между посадками самолетов за счет отказа от переговоров с диспетчером.
На кораблях, в состав авиагрупп которых будут входить только новые летательные аппараты, JPALS позволит отказаться от радаров, необходимых для контроля воздушной обстановки, а значит высвободить часть энергии для других систем.
Самолетам же, не совместимым с посадочной системой JPALS, также будет доступна упрощенная посадка. В середине прошлого года ВМС США испытали новую систему сближения и захода на посадку на авианосец, получившую название «Ковер-самолет» (Magic Carpet). Она представляет собой программное обеспечение, разработанное специально для палубных истребителей F/A-18E/F Super Hornet.
Программа позволяет автоматизировать ведение самолета при заходе на посадку, нивелируя перекрестные связи в управлении. В настоящее время при посадке F/A-18E/F на палубу движущегося авианосца летчику необходимо следить и приводить в соответствие с посадочными условиями угол атаки, тангаж и крен. Изменение одного из параметров неизбежно ведет к изменению двух других.
Новая система при изменении одного параметра захода на посадку автоматически корректирует остальные. Программное обеспечение также может самостоятельно выдерживать глиссаду, траекторию захода самолета на посадку.
Василий Сычёв
Американские военные обнаружили дефекты в программном обеспечении истребителей F-35 версии Block 4. Как пишет Bloomberg, они касаются процессов применения вооружения, коммуникации, навигации, кибербезопасности и задания цели. Но несмотря на это, Block 4 устанавливают на самолеты.