Авиационная комиссия Южной Каролины, отвечающая за организацию воздушного движения в этом американском штате, начала использовать беспилотники для поиска возможных препятствий на посадочной глиссаде в аэропортах. Как пишет Aviation Week, использование беспилотников одобрило Федеральное управление гражданской авиации США.
Обычно процесс проверки чистоты глиссады, траектории, по которой самолет снижается к взлетно-посадочной полосе, отнимает довольно много времени, требует участия нескольких человек и самолета и стоит относительно дорого. На первом этапе такой проверки несколько человек встают в 61 метре от начала взлетно-посадочной полосы и с помощью клинометра визуально ищут препятствия на глиссаде.
Препятствиями на глиссаде как правило становятся верхушки растущих в округе аэропорта деревьев. Визуальный способ позволяет найти такие препятствия, однако не дает гарантии. Дело в том, что с точки зрения наблюдателя за одним препятствием может скрываться другое. Поэтому вторым этапом проводится облет всех глиссад аэропорта. Весь процесс стоит от восьми до десяти тысяч долларов за полосу.
В комиссии решили, что с проверкой глиссад быстрее и дешевле справится беспилотник. Для этой цели были закуплены несколько швейцарских малых беспилотников SenseFly EBee RTK с размахом крыла 0,9 метра. Этот аппарат выполнен по схеме «летающего крыла» с толкающим воздушным винтом, имеет автопилот и набор измерительных систем, включая высотомер и датчик направления.
Беспилотник управляется специальным программным обеспечением Arc GIS, с помощью которого можно формировать детализированные трехмерные карты взлетно-посадочных полос, аэропортов и их окружения со всеми измерениями. Используя такие трехмерные карты служащие аэропортов могут отмечать препятствия, а затем находить их на реальной местности и устранять.
Стоимость одного швейцарского беспилотника с полным комплектом оборудования и программным обеспечением составляет 50 тысяч долларов. Это относительно небольшая цена, причем аппараты окупаются уже после проверки пяти-шести аэропортов. Ожидается, что сначала владельцы аэропортов будут оплачивать услугу проверки глиссады с помощью беспилотника.
После того, как покупка швейцарских беспилотников окупится, средства на оплату работы оператора и специалиста по трехмерным картам будут выделяться из фонда инспекции аэропортов. Такой фонд формируется из бюджета штата. Благодаря фонду услуга проверки глиссады станет бесплатной для владельцев аэропортов.
Сегодня в Южной Каролине работают 58 аэропортов, включая небольшие частные. Ранее Федеральное управление гражданской авиации провело инспекцию и обнаружила, что рядом с некоторыми аэропортами деревья выросли настолько сильно, что перекрывают даже максимальную глиссаду. В результате, в этих аэропортах самолетам запретили садиться ночью.
С помощью беспилотников глиссада была проверена уже в шести аэропортах штата. Каждый такой проверочный вылет занимал около получаса. По его итогам владельцы аэропортов получили подробные трехмерные карты, 200-250 перекрывающихся фотографий в высоком разрешении и данные о препятствиях на всех глиссадах, разрешенных в аэропорту.
Следует отметить, что Авиационной комиссии Южной Каролины пришлось сломить сопротивление Федерального управления гражданской авиации США. Дело в том, что действующими правилами полеты беспилотников вблизи аэропортов строго запрещены, поскольку могут представлять опасность для самолетов.
После долгих консультаций управление все же разрешило полеты беспилотников в аэропортах. Но для этого должны быть соблюдены несколько условий. Так, аппараты должны управляться операторами авиационной комиссии, находиться в зоне прямой видимости и не подниматься на высоту более 214 метров. Полеты беспилотников возможны только в дневное время.
Авиационная комиссия должна за 48 часов до полета беспилотника в конкретном аэропорту давать об этом извещение всем летчикам. В настоящее время Южная Каролина пока является единственным штатом, использующим беспилотники для проверки глиссады. Специалисты еще из восьми штатов в настоящее время проходят обучение в Южной Каролине, чтобы начать оказывать такую же услугу на своей территории.
Глиссада — последний участок полета перед посадкой. Каждый аэродром может иметь несколько глиссад, которые определяются в зависимости от времени суток, наличия препятствий по курсу и типа самолета. В США обычно угол наклона глиссады находится в пределах от 2 до 4,5 градуса с шагом в 0,5 градуса.
Российская ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» достигла Северного Ледовитого океана и начала свою работу, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. 2 октября состоялось открытие станции «Северный полюс-41». Это ознаменовало возобновление Россией регулярных научных наблюдений в Арктике.