Китайская компания DJI, занимающаяся выпуском беспилотных квадрокоптеров, приступила к исследованию потенциальных ролей дронов в поисково-спасательных операциях. Как пишет Aviation Week, по итогам этого исследования планируется определить, с какими именно задачами дроны справятся значительно лучше и быстрее людей и какие действия пока нельзя доверить беспилотным аппаратам.
Cчитается, что беспилотники могут существенно упростить и ускорить поиск пострадавших в различного рода авариях или в результате стихийных бедствий. Дроны уже практически стали неотъемлемой частью поисково-спасательных операций. Например, в операции по ликвидации последствий аварии на японской атомной электростанции в Фукусиме в 2011 году использовались американские беспилотники RQ-4 Global Hawk.
В 2015 году Американский Красный Крест и Measure использовали дронов при ликвидации последствий стихийных бедствий, а также для оценки площадей затопления и ущерба, нанесенного наводнениями. Тем не менее полноценных исследований ролей, которые могут выполнять дроны в поисково-спасательных операциях, пока не проводилось.
На первом этапе исследования DJI совместно со спасательным отрядом, действующим в горах Донегола в Ирландии, использовала дроны для поиска потерявшихся людей. Выяснилось, что команде из пяти человек для поиска человека на территории площадью один квадратный километр необходимы два часа. Один беспилотник с той же задачей справляется за 20 минут.
При этом в случае использования беспилотника для поиска потерявшихся людей, цепочка спасательных действий удлиняется. В случае наземной команды оказание медицинской помощи или эвакуация человека начинается практически сразу после его обнаружения. При использовании дрона, отряд должен получить координаты и затем выдвинуться на помощь. При этом с участием дрона операция все равно проводилась быстрее.
В ближайшее время DJI намерена изучить данные об использовании мультикоптеров в других спасательных операциях, включая тушение пожаров. Пока же компания занимается разработкой программного обеспечения DroneDeploy, которое позволяет контроллировать несколько беспилотников, намечать оптимальные поисковые маршруты и отмечать места, где с высокой вероятностью могут находиться пострадавшие.
Новое программное обеспечение позволит создавать из снимков, делаемых дронов, детальную карту местности, а также передавать наземным командам изображения мест, где найдены пострадавшие и их координаты. Предполагается, что в будущем дроны смогут играть и роль маркеров, зависающих над местом, где найдены пострадавшие, для их более быстрого обнаружения наземными командами.
Между тем, британский перестраховочный брокер Willis Re уже начал использовать дронов в интересах страховых компаний. Беспилотники производят съемку мест происшествий и собирают данные, которые позволяют страховым компаниям точнее оценивать ущерб. Пока такая услуга оказывается только американским страховым компаниям.
В то же время британское Бюро по расследованию авиационных происшествий создало специальное летное подразделение с квадрокоптерами компании DJI. Оно участвует в расследовании различных авиационных катастроф, производя съемку места происшествия с воздуха.
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.