Британское бюро по расследованию авиационных происшествий (AAIB) создало специальное летное подразделение. Как пишет Aviation Week, это подразделение оснащено тремя квадрокоптерами китайской компании DJI. Оно будет участвовать в расследовании различных авиационных катастроф, производя съемку места происшествия с воздуха. Решение о создании подразделения было принято на основании уже имеющегося положительного опыта использования беспилотников в расследованиях.
К настоящему времени беспилотники применялись при расследовании 16 авиационных происшествий, в которых были потеряны самолеты. По словам старшего инспектора AAIB Стюарта Хокинса, квадрокоптеры значительно облегчили исследование мест происшествия. Если раньше AAIB приходилось ждать, когда снимки с места падения самолета пришлют различные аварийные службы, то теперь съемки оперативно производятся при помощи беспилотников.
Использование квадрокоптеров позволяет тщательнее провести осмотр места аварии. Например, в одном из расследований AAIB при помощи квадрокоптера осмотрела сломанные падающим самолетом ветви деревьев, что позволило оценить скорость падения и угол снижения летательного аппарата. Такой осмотр был бы невозможен при съемке местности с вертолета. Наконец, использование собственной службы беспилотников AAIB считает полезным и потому, что бюро может полностью контролировать получаемую информацию, не опасаясь утечек.
В летном подразделении британского бюро каждым беспилотником управляют два оператора. Один из них отвечает за пилотирование квадрокоптера, а второй — за управление камерой и отсмотр видео.
Малые беспилотные летательные аппараты сегодня начинают играть все более значимую роль в расследовании авиационных происшествий. Например, в июле 2014 года падение пассажирского самолета ATR 72-500 на жилые дома недалеко от аэропорта Магун расследовалось Советом авиационной безопасности Тайваня при помощи беспилотников cyberQuad Maxi. Они произвели осмотр места падения, а также воспроизвели траекторию полета самолета на протяжении нескольких минут перед падением.
Следственный отдел Национального комитета по вопросам транспорта США также объявил о намерении использовать беспилотники в расследовании авиакатастроф, однако сделать это будет непросто из-за законодательства. Действующий «Раздел 333» правил летной безопасности запрещает беспилотникам выполнять полеты за пределами прямой видимости оператора и на высоте более 61 метра. Специалисты утверждают, что из-за таких ограничений невозможно получить качественные снимки.
При этом «Раздел 333» не применим к государственным структурам, которые обязаны получать государственную лицензию на осуществление полетов беспилотной техники. Для того, чтобы получить лицензию ведомству необходимо создать специальный летный отдел со старшим летчиком, директором по техническому обслуживанию и несколькими техниками в штате. Нанимать же частных лиц и сторонние компании, которые могут использовать беспилотники в соответствии с «Разделом 333», американский следственный отдел не вправе.
Между тем, британский перестраховочный брокер Willis Re заключил с американским оператором малых беспилотников Measure соглашение об их использовании в интересах страховых компаний. Данные с беспилотников позволят страховщикам получать более полное представление о происшествии и лучше оценивать ущерб, чтобы впоследствии принимать решение о выплате страховой компенсации. Услуги беспилотной разведки будут оказываться в США американским страховым компаниям.
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».