Каракатицы оказались способны считать до пяти

Исправление

05.02.2020 отредактированы заголовок и текст: в новости речь идет не о кальмаре, как это было написано изначально, а о каракатице.

Фараоновы каракатицы пересчитывают потенциальную добычу, чтобы выбрать более перспективную группу креветок для нападения. Лабораторные эксперименты продемонстрировали их способность считать как минимум до пяти, о чем рассказывает статья китайских биологов, опубликованная в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Возможностью оценивать размеры потенциальных источников пищи и выбирать самый богатый обладают даже простые слизевики. Хищникам она особенно необходима, поскольку позволяет быстро выбирать более выгодную жертву и не расходовать силы впустую. Показано, что высокоразвитые головоногие моллюски (осьминоги, кальмары, каракатицы) способны оценивать добычу по размеру. А в новой работе исследователи Национального университета Цинхуа Цан-И Ян (Tsang-I Yang) и Чуань-Чинь Чиао (Chuan-Chin Chiao) продемонстрировали, что они пользуются и способностями к счету.

Авторы экспериментировали с 54 особями фараоновых каракатиц Sepia pharaonis, родившихся в лаборатории, достигших месячного возраста и не проходивших никакой предварительной подготовки. В аквариумы к ним ученые опускали прозрачный ящик с двумя отделениями, разделенными стенкой увеличенных размеров, которая позволяла каракатице приблизиться лишь к одному из отделений, правому, либо левому. Помещая в них разные количества рачков, — обычной добычи этих животных, — ученые исследовали, как они осуществляют выбор.

Эксперименты показали, что сравнение нескольких креветок с одной не вызывает у каракатиц никаких затруднений, и они уверенно устремляются к емкости с более богатой добычей. Лишь немногим сложнее дались им варианты, требующие более точного счета: после некоторых колебаний моллюски существенно чаще выбирали емкость с двумя креветками против одной, с тремя против двух и т.д.

При этом мертвая или мелкая добыча считалась менее интересной, и паре мертвых рачков каракатицы предпочитали одного живого, а паре мелких — одного крупного. Лишь чувствуя насыщение, они могли выбрать небольших креветок вместо одной большой. Эти результаты демонстрируют, что каракатицы способны к «пониманию» концепции числа и что выбор добычи у них определяется ее качеством и количеством, а также состоянием самого хищника. Впрочем, ученые использовали в опытах не более пяти рачков для каждой емкости ящика, так что вопрос о том, до какого числа способны считать каракатицы, остался нерешенным.

Напомним, что не так давно ученые обнаружили необычный механизм, обеспечивающий головоногих цветным зрением, несмотря на наличие у них всего одного типа фоторецепторов.