NASA открыло доступ к своим исследованиям

Национальное аэрокосмическое управление США (NASA) выложило в открытый доступ проведенные им исследования, пишет The Independent. Публикации доступны на специально созданном портале PubSpace в базе данных PubMed Central.

В 2013 году Управление по научно-технической политике Белого дома предписало ряду национальных научных агентств, включая NASA, облегчить доступ широкой аудитории к результатам исследований, выполненных за счет бюджета. Ранее эти публикации были недоступны или находились в платном доступе, что значительно затрудняло доступ к ним других ученых и широкой публики.

На момент написания этой заметки PubSpace содержит 863 научные работы, и это число будет постоянно расти. Согласно решению NASA, новые исследования будут выкладываться на портале не позже чем через год после публикации. Единственным исключением станут работы, имеющие отношение к национальной безопасности и поэтому засекреченные.

«Облегчение доступа к научным данным значительно увеличит значение наших исследований для последующих работ. Будучи учеными и инженерами, мы строим свою деятельность на фундаменте, заложенном другими исследователями», — прокомментировала начинание научный руководитель NASA Эллен Стофан (Ellen Stofan).

Создание PubSpace продолжает тенденцию, которая наблюдается в научном мире в последние годы. Так, американский Медицинский институт Говарда Хьюза, британский Фонд Wellcome и немецкое Общество имени Макса Планка основали в 2012 году некоммерческий рецензируемый журнал eLife, призванный стать конкурентом «большой тройке» платных биологических изданий: Nature, Science и Cell. Недавно они заявили, что продолжат его финансирование как минимум до 2022 года.

Ранее сотрудники Монреальского неврологического института в Канаде впервые в мире решили выкладывать в открытый доступ все полученные данные и результаты исследований сразу после публикации, а также отказаться от патентной защиты своих разработок. В 2015 году научная библиотека открытого доступа «КиберЛенинка» передала крупнейшему европейскому репозиторию OpenAIRE данные о полумиллионе статей из своей базы данных, благодаря чему Россия вошла в пятерку европейских стран по количеству публикаций в открытом доступе. Евросоюз планирует полностью отказаться от платного доступа к научным публикациям к 2020 году.