Психологи заставили исчезнуть несуществующий предмет

Психологи из Оксфордского университета показали, что ожидания зрителей при просмотре эстрадного фокуса могут заставить их вообразить существование предмета, которого на самом деле не было. В некоторых случаях ожидания настолько сильны, что воображаемый предмет может быть принят за настоящий зрительный образ. Статья ученых опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Воздействие ожиданий на восприятие людей при просмотре фокусов, связанных с ловкостью рук, давно изучается психологами. В одном из недавних исследований ученые сообщили подопытным, что томограф может читать и внушать мысли, и с помощью фальшивого устройства для МРТ заставили их в это поверить. Примечательно, что почти 80 процентов участников этого эксперимента были студентами-психологами.

В новом эксперименте психологи из Оксфорда решили проверить, сможет ли опытный фокусник заставить зрителей поверить в существование предмета, которого на самом деле нет. Они продемонстрировали 420 добровольцам серии из пяти видеороликов, на каждом из которых был запечатлен фокусник, демонстрирующий свое искусство (видео было немым, чтобы исключить вербальное воздействие на подопытных). После просмотра каждого ролика добровольцы должны были описать, что они видели, а также оценить, насколько захватывающим, поразительным или даже невозможным был продемонстрированный фокус.

В первом, втором и четвертом видеоролике действительно демонстрировались фокусы с предметами (монеткой, резиновым мячиком, фишкой для игры в покер, шелковым платком и пастельным мелком). Третье видео было контрольным — в нем фокусник совершал элементарные, лишенные зрительского интереса манипуляции с предметами. С помощью этого ролика исследователи хотели убедиться, что добровольцы способны отличить простые манипуляции от настоящего фокуса. В последнем видео фокусник имитировал трюк с исчезновением предмета, но при этом никакого реального предмета в кадре не было.

В результате 136 участников (32 процента) были убеждены, что действительно видят фокус с исчезновением предмета, при этом 45 человек (11 процентов) смогли даже описать этот предмет.

Психологи установили, что те добровольцы, которые дали низкую оценку своим впечатлениям от предыдущих трюков, не склонны были видеть несуществующий предмет. Напротив, те, кто этот предмет увидели, высоко оценили качество предыдущих фокусов. 

Эти результаты служат подтверждением тому, что фокусники полагаются на особую модель восприятия зрителей, с тем чтобы управлять их ожиданиями, — даже если фокус не сопровождается дополнительной вербальной информацией. У тех участников, кто заранее готов был увидеть впечатляющий фокус, мог сформировать четкий зрительный образ даже в отсутствие самого предмета наблюдения.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
В гробнице фараона нашли надписи античных туристов